?

Log in

No account? Create an account
 
 
03 June 2014 @ 04:58 pm
сериал "Бесы", реж. Хотиненко 2014  
Скажу сразу: по мне, это не худшая экранизация Достоевского. Впечатление было сильно подпорчено тем, что фильмом (и Достоевским) стали размахивать, как идеологическим флагом, потому и резонанс - соответствующий. Николай сказал, что многие пытаются найти аналоги "бесам" среди современных либералов - и безрезультатно. В итоге пришли к мрачному выводу, что сейчас Ставрогины и Верховенские работают в Кремле. Дело, думаю, не в персоналиях, а в том, нынешние либералы демонизации не поддаются, а вот кремлёвские деятели - запросто.
По фильму понятно, что талант до конца не пропьёшь и в разные игры не проиграешь, он всё равно будет чувствоваться, хотя бы проблесками. Если принять за абсолютный ноль "Карамазовых" Мороза, то Хотиненко, пожалуй, в минусе, но это всё же поинтереснее.
Что интересно? А то, что о фильме хочется думать, хотя и не всегда в благожелательном к автору контексте. Например, о том, как Маковецкий-следователь превращает Достоевского в Акунина. Или о том, что у Петеньки Верховенского могут быть абсолютно разные мотивы, в том числе, самые фрейдистские, но все будут плясать под его дудку (до поры до времени, конечно), просто потому что ему больше всех надо. Или о том, что как бы ни выглядел и как бы ни держался Ставрогин на экране, большинство зрителей скажут "фи" и будут правы. Но режиссёр, тем не менее, больше прав, определяя, что "мужчина-мечта" наших дней - это "вампир". Недаром в недавней экранизации Мопассана Роберт Патиссон сыграл Жоржа Дюруа, в котором вроде бы уж точно нет ничего демонического. Меня же вампирский Ставрогин смешил на протяжении всего фильма... точнее даже, с тех пор, как узнала о кастинге.
Перевранный финал (как и образ Даши Шатовой) озадачил, но и это лучше, чем попросту слитый финал в экранизации "Преступления и наказания".
Хотиненко, в отличие от режиссёров-иллюстраторов, явно хотел фильмом что-то своё сказать, и вовсе не то, что либерализм непременно приведёт к Майдану, как поняли многие - из-за специфики момента. Произошло некое наложение смыслов, и теперь всяк понимает в силу своей испорченности. Лично мне было показано, что "дети страшных лет России" всё равно будут заниматься личными проблемами, и двигать личные интересы, и хотеть "чай пить" - хоть бы мир проваливался в это время. И что идеи - это только прикрытие и красивая обёртка. И что всеобщей логики нет никакой, просто в какой-то момент накапливается критическая масса всеобщего эгоизма - и тогда наступают эти "страшные года".
Tags:
 
 
 
ribochkaribochka on June 5th, 2014 04:39 pm (UTC)
Я, как те ёжики, "кололась, плакала, но жрала кактус"...насиловала себя, но досмотрела. Но то ли я тупая, то ли режиссёр как то через строчку читал Достоевского, по мне, так слон родил мышь(
Не понравился больше всех тот, ради кого смотрела. Но это то я как раз переживу;) А вот то, что Достоевский не получается, как то прям обидно...

lotta20lotta20 on June 5th, 2014 06:19 pm (UTC)
Оля, если честно, я вообще не собиралась досматривать! Но наблюдая эволюцию Хотиненко, думаю, он выше головы прыгнул.
ribochkaribochka on June 5th, 2014 06:43 pm (UTC)
Лен, это он за 32 съёмочных дня сочинил. Боюсь представить, что он снял если бы всё таки оставили 64!
Канал Россия жжёт...Бесов за два месяца снять. Почти комикс для школьников.
lotta20lotta20 on June 5th, 2014 06:58 pm (UTC)
зато кастинг чёрте сколько продолжался)) я читала) никак не могли выбрать между Матвеевым и Козловским
ribochkaribochka on June 5th, 2014 07:03 pm (UTC)
выбрали...красивого))))
gala_spb on June 7th, 2014 12:02 pm (UTC)
Проблема с экранизациями Достоевского в том, что чтобы снимать "Бесов" надо о них, как минимум, год разговаривать. А кто сейчас на это способен?
Другое дело - Куприн (смотрите новый сериал?), я вообще удивляюсь, почему раньше его не ввели в обиход - какая роскошная бульварная (в высшем смысле слова!) литература пропадает. И что же... Тут возникает другая проблема - почему не сыграть просто как написано, там ведь все уже сделано. Нет, режиссер начинает пыжиться и выдрючиваться, и, в результате, теряет то немногое, чего мог бы добиться.
lotta20lotta20 on June 7th, 2014 02:42 pm (UTC)
Про Куприна - согласна! мне в принципе понравилась часть "Яма" - за исключением линии "Гранатового браслета". Понравилось то, что раздражало многих - незакреплённая камера, манера съёмки, которая делала изображение менее картонным, чем обычно бывает в костюмных сериалах. И то, как расставлены моральные оценки. Сцены в "заведении" в основном удачны.
Не имею ничего против сценарно-режиссёрского произвола)) Но тут вышло, что расхождения с оригиналом оглупили некоторые сюжетные линии, сделали психологически недостоверными. В общем, бросила смотреть.