?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 August 2014 @ 04:20 am
"ЛИР король" театр Эрмитаж, 27 августа 2014 (премьера)  
Открыла сезон, как обычно, в Эрмитаже, и снова - премьера.
Левитин-Филиппов-Лир - это сочетание давало надежду на успех, и надежда сбылась. Спектакль очень личный: режиссёр предчувствует проблемы возраста и его возможности и хочет осмыслить их, а Филиппов - его ровесник и, судя по всему, его сценическое альтер эго, ему и карты в руки. Вдобавок Левитин - отец разновозрастных дочерей, вот и Корделия у него оказалась одиннадцатилетней... Ну и материал пьесы даёт возможность выбирать трактовку по вкусу и надобности. Что же из этого получилось?
Пространство Бархина - ничего лишнего, три главных цвета, геометрические формы, в то же время это - детская. Не обшарпанная, доставшаяся Корделии от старших сестёр, как можно было ожидать от Эрмитажа, а новая, дорогая. Дом Лира говорит о человеке успеха, власти, благополучия. Корделия - милая девочка, поздний ребёнок, любимица отца, хорошо причёсана и одета. Лир-Филиппов - начальник, решивший добровольно уйти с поста (но не на пенсию) и переживающий все последствия этого шага, оказавшиеся для него неожиданными. Я сразу подумала: как такой Лир прогонит такую Корделию? И тут же граф Кент процитировал Толстого - его недоумение, вызванное "странными" поступками героев и бредовыми ситуациями пьесы...
И сразу же изменился угол зрения, стало ясно, что здесь не будет "шекспировских страстей" и полной гибели мира, этот спектакль - экзистенциальная история. Попадание в типаж - полное. Мой отец в своё время пережил подобную ситуацию (и я вместе с ним), ему было трудно смириться с новым положением, с упадком сил, с тем, как стали меняться люди вокруг него. Да и сам Лев Николаевич в конце жизни хлебнул чего-то похожего, недаром Кент цепляет очень уж толстовскую бороду и с котомкой отправляется странствовать, ассоциации прямые. Кстати, в спектакле Корделия никуда не делась, отец вычеркнул её (пока что) из своего сердца, но физически она здесь, живёт в этой квартире, заучивает английские слова, танцует под музыку шута, игрушечный французский король никуда не увёл её. Коварство, лицемерие, лесть, война, адюльтер, соперничество сестёр низведены до бытового уровня, это скелеты, которые есть в каждой семье. Злодеев нет, это просто люди... и всё поправимо.
Понятно, что никаких финальных убийств ожидать не приходится: по законам природы (а именно прямой природный закон интересует режиссёра) первым умереть должен Лир, и то не сейчас, ещё рано (смерти игрушечных Корнуэла и Освальда не в счёт). Но и он до конца не умрёт, жизнь продолжается, главное - всё понять, всех простить, во всём разобраться.
Очень понравились исполнители, особая благодарность - Шуту и автору музыки, шведскому тромбонисту Elias Faingersh, за утверждение стихии жизни и игры.

Вспоминала других виденных Лиров, они все разные. Лир Райкина - старый хулиган, страдающий от безнаказанности, Лир Коляды - сам ребёнок ("старики, как дети"), доверчивый, наивный и к концу приходящий к детской же мудрости; Лир Ярвета в фильме Козинцева - аристократ, который жёстко держится за форму и не видит за ней сути (Денис Суханов примерно это играет у Бутусова, но в роли Глостера); Лир Розы Хайруллиной в богомоловском спектакле - государственник, причём окончательно попутавший "свою шерсть" с государственной... От экранизации Куросавы в памяти осталось что-то японское и феодальное, где братья вместо сестёр. Может, и не вспомнила бы про фильм, если бы не "японский" след у Левитина: Эдмонд и Эдгар вовсю пародируют японцев.
 
 
 
Жанjeanix on August 28th, 2014 01:11 pm (UTC)
Про цветное пространство-декорацию, которая является детской – верно, но функция сценографии тут более многозначна. Это – и ярко раскрашенная цирковая арена, на которой царят клоуны и клоунство, это и обозначение стиля представления – ярко, эксцентрично.
Про сценическое alter ego, про личный мотив постановщика – тоже согласен. Я был на спектакле в первый день премьеры, передо мной в первом ряду сидел М.Л. с дочерью, ровесницей Гонерильи, дочка весь спектакль просидела, положив голову папе на плечо.
lotta20lotta20 on August 28th, 2014 01:30 pm (UTC)
дочка мб ровесница Корделии?)
а про цирк и клоунов согласна, конечно! это главная форма у Левитина
Вот что мне интересно в этой связи: судя по программке, Эдмондом в очередь с Назаренко должен быть Стас Сухарев, которого я очень люблю и который является главным левитинским клоуном в своей возрастной категории. Но как раз и не представляю его себе в образе этого самурая, разве что роль очень сильно изменится.
Жанjeanix on August 28th, 2014 01:33 pm (UTC)
Да, оговорился - ровесница Корделии, конечно.
Назаренко идеально сыграл самурая-злодея, масочно, что и нужно, потому премьеры играет он.
lotta20lotta20 on August 28th, 2014 01:38 pm (UTC)
я тоже думаю, что идеально... и что Сухареву могли бы другую роль подобрать, которая ему бы шла лучше)) мне его страшно не хватало!
Жанjeanix on August 28th, 2014 07:35 pm (UTC)
Сухарев
Спектакль больше, чем актёр. Театр больше, чем спектакль.
Не было для него роли в этом спектакле в его возрастной категории. Второго состава почти нет.
Сухарева я видел мало, последний раз в «Тартюфе» в роли Оргона, и возник вопрос, не к актёру, к режиссёру: «Зачем нужен такой молодой Оргон, ровесник своей дочери?»
lotta20lotta20 on August 28th, 2014 07:51 pm (UTC)
Re: Сухарев
а я его видела только в виде клоуна. исключение - "Меня убить хотели эти суки"
и, пожалуй, да, не видит его Левитин своим героем, потому и роли нет подходящей. У Вас был вопрос: почему такой молодой Оргон? (я его не видела) А у меня обычно: что он слишком хорош для простого "белого клоуна", что это как гвозди микроскопом... Понятно, что разваливать спектакль не стоит.
Жанjeanix on August 28th, 2014 08:09 pm (UTC)
Re: слишком хорош
Такое бывает. Гвоздицкий был слишком "хорош" для Левитина, слишком тонок, в Эрмитаже была востребована лишь часть его актёрских красок. И он ушёл, и засиял и другими своими гранями, и в МХТ, и у Ерёмина, у Фокина, ...
Сухарев всё же актёр другого масштаба.

Edited at 2014-08-28 08:23 pm (UTC)
lotta20lotta20 on August 28th, 2014 09:02 pm (UTC)
Re: слишком хорош
Масштабы сравнивать не берусь)
Тут обычный зрительский эгоизм: ничего не поделаешь, хочется в новом спектакле видеть всех своих любимчиков в важных ролях)
lotta20lotta20 on August 28th, 2014 01:40 pm (UTC)
а Вы про девочку-Корделию знаете что-нибудь? это же реальная девочка, не актриса? ведь очень трудно чуть не весь спектакль на сцене!
Жанjeanix on August 28th, 2014 01:53 pm (UTC)
Это девочка-актриса
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/c/ros/365400/bio/
Я тоже был поражён её органикой, обычно дети на сцене скованы, а тут такая большая роль, и такая свобода.
lotta20lotta20 on August 28th, 2014 02:04 pm (UTC)
Ничего себе - чудо какое! она так и была в образе весь вечер, на поклонах особенно заметно, как сроднилась с Филипповым - прекрасное партнёрство!
в программке ещё одна девочка заявлена
Жанjeanix on August 28th, 2014 07:30 pm (UTC)
вторая девочка
Предполагаю, что вторая девочка будет только в запасе, если основная заболеет, или быстро вырастет - да, бывает и такое.
Жанjeanix on August 29th, 2014 07:17 am (UTC)
Нашёл фотки "Лира короля" со второй девочкой, в Дарьей Петриченко
http://icphoto.ru/news/602-premera-korol-lir-teatr-ermitazh
Она - тоже хороша. Фото с прогонов (на сайте Эрмитажа) тоже с ней.
lotta20lotta20 on August 29th, 2014 09:21 am (UTC)
Сильный ход в спектакле с девочкой! И это же надо было найти таких! И с Шутом сильный ход. Похоже, это самый удачный эрмитажный спектакль за последние годы.
Жанjeanix on August 29th, 2014 12:30 pm (UTC)
Я из последнего у Левитина видел мало (понемногу хочу посмотреть всё пропущенное, сегодня вот иду на «Мою тень»), сравнить не могу, но спектакль мне тоже очень нравится. В сравнении с его шедеврами 90-х и начала нулевых («Белая овца», «Суер-Выер», «До свиданья, мертвецы», «Изверг», …) в «Лире короле» мне немного не хватает цельности. Если она есть – мы с Вами в трактовке концепции сильно не разошлись бы.
Идея с маленькой Корделией мне тоже симпатична.
Музыкант вместо драматического актёра – тоже любопытно, но мне кажется, это уже где-то когда-то уже было, сходу не могу вспомнить где.
Ещё: спектакль очень красив, яркие концептуальные цвета декорации завораживают, эта первая постановка, которую Левитин делал с Бархиным, и мне кажется это сотрудничество будет долговременным, и, безусловно, продуктивным, Бархин - сегодня сценограф номер один в России.
lotta20lotta20 on August 29th, 2014 12:41 pm (UTC)
Да, цельности не хватает, но в моём понимании это не является однозначным минусом))
Помимо сценографии отметила бы костюмы: обычно они в Эрмитаже неидеальны, а тут - никаких претензий.
С "Тенью" у меня почти ничего не совпало, что-то показалось очевидным, что-то просто мимо. Потому так порадовал "Лир". Я же против Вашей трактовки ничего не имею, но моя мне ближе и важнее))
Жанjeanix on August 29th, 2014 01:32 pm (UTC)
Надо будет почитать критику, предполагаю, что критики тоже сильно разойдутся в трактовке спектакля. И многих не устроит тот факт, что вместо трагедии Левитин поставил эксцентрическое эрмитаж-шоу-сказку.

На «Мою тень» захотел сходить, когда этой весной на выставке «Итоги сезона 2014» увидел макет сценографии. То был не единственный спектакль, вызвавший такое желание, но и не так уж много таковых было.
lotta20lotta20 on August 29th, 2014 02:31 pm (UTC)
У Должанского тоже про сказку, но со знаком минус:
- "Лир" Михаила Левитина — сказка для взрослых, которая очень хочет быть страшной, но оказывается смешной и по-театральному нелепой."
Но к Должанскому уже трудно относиться серьёзно, у него что ни спектакль - то непосильное испытание, видимо, на пенсию пора))вот и про "Лира":
- Сказать, что затеянная Михаилом Левитиным игра помогает сделать какие-то незабываемые открытия или хотя бы радует остроумными неожиданностями, было бы напрасным комплиментом. Три с половиной часа "Лира" пока что кажутся больше испытанием, чем удовольствием. http://www.kommersant.ru/doc/2552303

Edited at 2014-08-29 02:33 pm (UTC)