?

Log in

No account? Create an account
 
 
18 October 2014 @ 10:40 pm
"Книга Иова" реж. Э.Някрошюс, театр "Meno Fortas" (Вильнюс, Литва) Сезон Станиславского, 18 октября  
С Някрошюсом мне не везет. Прошлогодний "Рай" оставил какое-то невнятное впечатление: эта модель мира, мне чужая, я там не представляю себя даже в качестве пришлого Данте. А наблюдать за всем со стороны оказалось малоинтересно.
С "Книгой Иова" еще хуже: потому что героя понимаю, подобных ему знаю, тема эта важная, можно сказать, актуальная. Но впечатление от спектакля получилось - как от проповеди, причем с неясным мне посылом. То есть я даже не поняла, насколько эта тема важна для режиссера... или он только решил опробовать на таком материале несколько внешних приемов и посмотреть, что получится.
В итоге я очень зла на спектакль: мне не то чтобы напомнили (я и не забывала), а просто очередной раз ткнули в нос, что человек уязвим и слаб, что в любой момент его можно лишить всего, довести до отчаяния, но он все равно будет хвататься за соломинку, считать себя (или сыновей, или предков) виноватыми и искать в страданиях высший смысл - защищая таким образом свой разум. Режиссер предъявляет зрителям бесконечно страдающего человека без какой-либо перспективы объяснения и утешения - тут даже "неси свой крест и веруй" не проходит, потому что - ради чего? На этом фоне разгадывать метафоры, видеть небо в алмазах и умом докапываться до сути не очень хочется.
 
 
 
takasa: Утро с русалочкойtakasa on October 18th, 2014 07:11 pm (UTC)
Я "Книгу Иова" смотрела сразу после премьеры зимой в Вильнюсе. К сожалению, литовского не знаю, а описания уже видевших старалась не читать... Мне не хватило акцентов. Ну и стержня, Актера.
Я вообще у Някрошюса почти ничего не видела... Когда была рьяной театралкой, были другие приоритеты... Но вот "Рай" посмотреть хотелось бы - Казлас мне глубоко симпатичен.
Когда человек знает, во имя чего страдает, это становится для него смыслом. Как мне кажется. И ему не страшно - страшно нам! Это я о "Книге.."
lotta20lotta20 on October 18th, 2014 07:18 pm (UTC)
мне было совсем непонятно: знает он или нет. Это все тонет в тексте, в его повторах, в метафорах. Когда очень больно, то уже нестрашно. К актеру никаких претензий.
Olgaajushka on October 18th, 2014 07:47 pm (UTC)
Да, сошлись во мнении:)

Многолетний опыт страданий неожиданно привел к осознанию, что вообще-то можно и не страдать. Можно жить с радостью, если внутри есть любовь к миру, умение его принять таким, какой есть, и сделать максимум, чтобы вокруг стало светлее и лучше.
Может быть, ещё поэтому спектакль не вызвал желания сопереживать герою. Взрослый человек, а все страдает, хотя мог бы научиться и радоваться:)
lotta20lotta20 on October 18th, 2014 07:53 pm (UTC)
Если не страдать невозможно, придется страдать - но тут уж каждый будет сам выкарабкиваться. Или искать помощи (или хотя бы пояснения) у того, кому доверяешь. Здесь у меня доверия не получилось.
Olgaajushka on October 18th, 2014 07:56 pm (UTC)
Без страданий, конечно, жизнь невозможна хотя бы потому, что именно в страданиях человек понимает какие-то важные истины. Но жизнь невозможна и без радости как возможности истины осваивать.
У меня тоже именно доверия не получилось, да.
Татьяна Сенсемилияsen_semilia on October 18th, 2014 09:38 pm (UTC)
Значит, хорошо, что я не пошла :-)
Я Някрошюса никогда не понимала с первого раза, только после разбора "полётов" театральными аксакалами его символы до меня доходили:-)

Раньше никогда не пропускала его гастроли, последнее, что видела, Фауст и Отелло кажется.


lotta20lotta20 on October 19th, 2014 06:16 am (UTC)
Отелло я только в записи видела. гениальный, по-моему.
Жанjeanix on October 19th, 2014 06:34 am (UTC)
Ответ в предфинальном монологе Иова и в финальной метафоре.
И жаль, что Вы, как специалист по ЮБ, не заметили одной бутусовской метафоры.
lotta20lotta20 on October 19th, 2014 06:49 am (UTC)
я к финалу уже так перегрелась, что "бегемот" только добавил(
а метафоры - ну да, есть. Мне понравилось, как Иов несколько раз складывает пиджак в ящик стола - напомнило аэропорт)) и в стол лезет, а оттуда в черный туннель - тоже что-то с аэропортом))
Жанjeanix on October 19th, 2014 07:41 am (UTC)
Игра со столом, на мой взгляд, больше мимо. Кто этот Иов? Клерк? Не было ни каких отсылок. Деталь показалось из как бы антрепризного спектакля. Можно с собой не возить, есть в любом городе, в любом театре.

А самое бутусовское - это солнечные батареи по краям сцены, которые ждут солнца, а оно так не выйдет. Жаль, что это было слишком ЮБэшным, за пределами спектакля, Иов ни разу к ним не подошёл, не проверил исправность, не настроил.

Edited at 2014-10-19 07:42 am (UTC)
lotta20lotta20 on October 19th, 2014 08:38 am (UTC)
по ним там один раз стукнули, что ли - а так, просто для интерьера
Марьяmirr_ra on October 19th, 2014 07:11 pm (UTC)
Да уж, "без перспективы объяснения и утешения" - у меня тоже такое впечатление осталось.
Я надеялась, что я что-то недопоняла или прошляпила, и объяснение все-таки было..)
lotta20lotta20 on October 19th, 2014 08:01 pm (UTC)
тем не менее тебе понравилось? видимо, стиль Някрошюса близок))
Марьяmirr_ra on October 19th, 2014 08:55 pm (UTC)
Может быть... Хочу посмотреть Отелло, когда время будет)
И еще мне было очень красиво :) та сцена с "деревом", ммм... Ничего же не было особенного на сцене, только люди, ящики стола и музыка. И какая-то удивительная реальность создавалась из этого, просто космос. Ну и что-то еще там было подобное :)
И актеры - как они существовали на сцене и двигались - меня восхитило)
lotta20lotta20 on October 19th, 2014 09:01 pm (UTC)
Так...Някрошюс же)))