?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 November 2014 @ 01:50 pm
"На дне" Театр "У моста", реж. С.Федотов, фестиваль "Золотой Витязь"  
По сценографии спектакль напоминает мир сказки - не русской, а европейской, что-то вроде Братьев Гримм, не про дворцы и принцессу, а про разбойников и злую мачеху. Вроде бы есть точность деталей, от бытовых, до православно-ритуальных, воссоздающих атмосферу ночлежки (пишут, что даже запахи используются, но нам они не достались), но персонажи выглядят так, будто набраны из разных спектаклей, особенно, мужчины, особенно, Сатин - с внешностью английского шкипера. Звукоряд, от музыки, до горьковского текста, отсылает к примерному времени и месту действия, однако главная музыкальная тема - Шаляпин - это вполне европейская "Элегия" Масне (у Коляды, например, в "Ревизоре" похожим образом используется насквозь русский "Кудеяр-атаман").
В общем, "дно" федотовского спектакля не приписано ни к стране, ни к эпохе, и это хорошо. Пьеса Горького уже давно не воспринимается в духе соцреализма и сатинских деклараций. Вспомнить хотя бы прекрасный спектакль Театра на Юго-Западе - глубоко философский и поэтичный. В отличие от Беляковича, Федотов опирается все же на реалистические детали, и это, пожалуй, самое интересное в спектакле: сочетание натурализма и конкретики с условностью, от этого и рождается магия. Лучшие, на мой взгляд, сцены связаны со смертью Анны. Деловитые ритуальные действия Луки усиливают пугающее ощущение присутствия покойника в нескольких шагах от нас. Анна лежит за занавеской с горящей свечой, вставленной в ее мертвые руки, а рядом продолжается жизненная суета. И вот уже начинаешь смотреть на все иными глазами.
Луку и Сатира играют очень сильные актеры - Сергей Мельников и Владимир Ильин. Между их персонажами жестко поделены сферы, точнее, время влияния. В первой части власть над душами и частично поступками обитателей ночлежки целиком принадлежит Луке. Сатин не вмешивается, он только один из всех - колоритная личность, шулер, пьяница. Впрочем, не становится он антагонистом Луки и после его исчезновения. Его знаменитые афоризмы рождаются между делом, точнее, между рассуждениями, порожденными опять же Лукой, он сам как бы удивляется сказанному. Необычность трактовки образа Сатина в том, что это человек с надломом, он так же, как и остальные, нуждается в жалости, так же хочет, чтобы его не обижали, не оскорбляли, он несамодостаточен и не может справиться со своей личной трагедией.
Лука - фигура сильная и харизматичная. Внешне он напоминает Петра Мамонова, и это порождает сложные ассоциации (с фильмами "Остров" и "Царь", например). Слова Луки не расходятся с делом, он не только жалеет людей, но и заботится о них, как о малых детях. Лука резко выражает свое отношение к Василисе и Костылеву. Его мысли и советы вполне здравые и действенные, и не его вина, что Пепел и Наташа не справились с ситуацией, а Актер не справился с собой. Кстати, самоубийство Актера здесь вовсе не следует из "сладкой лжи" Луки или "горькой правды" Сатина, который совсем не настаивает на том, что лечебница не существует. Гибель Актера связана с его собственными бедами и неспособностью с ними бороться.
Обитатели ночлежки находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в спектакле много движения, много разговоров, но при этом каждый существует сам по себе, и уход Луки не вызывает вопросов. С неожиданной и забавной актуальностью звучат его слова о том, что он собирается идти к "хохлам", которые придумали какую-то новую религию и уж добьются своего, ежели хотят. Часть зрителей пропустила это мимо ушей, другая часть сделала вид, что не слышит. В последнее время классические тексты часто выдают такие странные штуки.

на дне