?

Log in

No account? Create an account
 
 
03 February 2015 @ 09:36 pm
"Калека из Инишмана", Пермский театр "У Моста" , 2 февраля 2015  
Я не взяла вовремя билеты, а уже в пятницу их не было. Скорее всего, их в продажу вообще поступило мало, небольшой зал Учебного театра ГИТИСа был забит приглашенными. Однако знакомые уж очень уговаривали рискнуть и поехать к началу, я так и сделала, и удача мне улыбнулась.
Спектакль поставлен в той же стилистике, что и "На дне" - условный мир сказки, без православно-ритуального реквизита уже совсем европейской, но при этом мир "вещный": фактура тканей, мебель из натурального дерева, лодка практически настоящая, разбитые яйца жижей стекают с головы героя, размазываются по полу... Гиперреализм - очень интересная штука в театре.
Я уже видела вариант этой постановки на Таганке (тоже Федотов), там почти все было сохранено, разве что немного изменилась сценография (из-за величины сцены): так, монолог своего киногероя Билли произносил не на кровати, а из окна, сверху. Спектакль понравился - в том смысле, что я получила удовольствие и от всего действия, и от актерской игры... но при этом было ощущение какой-то нестыковки, неестественности. Видимо, авторские повторы постановок вообще не бывают удачными (я их смотрела немного). В общем, актеры с поэтикой спектакля (и, возможно, Макдонаха) не совпали: если "У моста" гротеск и гиперреализм, то на Таганке - фарс и реализм. Дмитрий Высоцкий в роли Билли был очень хорош, но это если рассматривать его работу отдельно от всего. Василий Скиданов играет и жестче, и натуралистичнее, а иногда и с сильным перебором, но это попадает в точку. С остальными то же самое: все очень уместно, все так, как надо. Это относится и к Джоннипатинмайку - Илье Бабошину. Те, кто видел Ивана Маленьких, говорят, что никого другого не могут себе представить в этой роли, ну а я его не видела - так что могу. Но главные мои фавориты в этом спектакле - две актрисы, Ирина Молянова (Эйлин) и Анастасия Муратова (Хелен).
Билли говорит, что на самом деле все вокруг - калеки, только, в отличие от него, они калеки внутри, а не снаружи. Но вообще-то каждый из персонажей спектакля имеет какой-то внешний изъян, уродство. Это особенно заметно во время "стоп-кадров" - после слов:"Значит, Ирландия не такая уж дыра..." И начинаешь хорошо осознавать условность понятий "внешняя красота" и "норма", и это тем более интересно, потому что речь о глубинке, провинции, деревне, где нормы и правила закостенели настолько, что любое отклонение от них вызывает смех или агрессию, где на каждого легко и навсегда навешивается ярлык, избавиться от которого почти невозможно (Бартли семилетним свалился в яму, а дразнить его будут всю жизнь). При этом спектакль - о любви. По любви тоскуют, от нее страдают, ее скрывают, в ней сомневаются, но главное - ее испытывают!
Многое оказывается не таким, каким кажется. Калека Билли с детства мучится мыслью о том, как к нему относились родители, боится их прошлой нелюбви, но в то же время не видит, как сильно его любят Кейт и Эйлин (которые ему даже неродные). Местный болтун и охотник за новостями Джоннипатинмайк, оказывается, когда-то спас его и всю жизнь легко жертвует этой "новостью", а Билли рассказывает версию о том, как его любили родители. Он же вроде бы спаивает свою мать, но на самом деле просто лучше "правильного" доктора понимает, что уже неважно, как выглядит печень девяностолетней женщины - практически обездвиженной и всю жизнь тоскующей по погибшему мужу. Недаром он подсовывает ей бутылку во время показа фильма, понимая, что акула на экране напомнит матери о прошлой трагедии - только так он и может ей помочь. Малыш Бобби любит умершую жену, Хелен - брата, которого считает придурком, колотит, но втайне собирает деньги, чтобы купить ему в подарок телескоп.
Спектакль очень грустный, но мягкий, печаль его светла. Все персонажи вызывают сочувствие, даже внесценические: местная "шлюха", в конце концов ушедшая в монастырь, и два поссорившихся приятеля, которые настолько не хотели потерять свою дружбу, что даже (ох уж этот Макдонах!)наняли Хелен, чтобы она убила гуся и кошку, ставших поводом для ссоры. "Значит, Ирландия не такая уж дыра..."