?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 March 2015 @ 02:28 pm
"Обыкновенная история" реж. Кирилл Серебренников, Гоголь-центр, 12 марта 2015, премьера  
Роман Гончарова "Обыкновенная история" интересно читать и приятно перечитывать, хотя речь там идет о грустном - о том, как под воздействием "обыкновенных" обстоятельств и поучений дядюшки очаровательный идеалист Саша Адуев "перевоспитывается" в практичного и холодного монстра. То же самое могу сказать о спектакле Кирилла Серебренникова: он грустный, черно-белый, подчеркнуто антивитальный, но смотреть приятно, а созданный на сцене мир кажется живым, красивым и даже теплым. И вот это совпадение с романом (противоречивое соотношение этики и эстетики) делает спектакль очень удачным.
В первой сцене еще есть разноцветность: деревянная (фанерная) фактура стены, одежда с рынка... плюс "душевные" песни про Россию и любовь. Но вот герой попадает в большой город. Столица у Серебренникова - это образ современного подземелья: вечная ночь, искусственный свет, искусственные цветы, линии дизайна метро и подземных переходов, светящийся обруч в виде O (ноля или буквы "O") - тоннель, вход-выход откуда-то, а дальше - аппарат МРТ... Целиком "сделанный", просчитанный, несвободный мир. Серебренников притащил в ГЦ эстетику подземного перехода и прилегающего к нему заплеванного куска улицы - с уличными музыкантами, криками "Россия!" обитателей "Кружки" и огромными мусорными пакетами (когда идешь к метро после спектакля их особенно много).
У моего знакомого мальчика-школьника в таком стиле оформлена комната (лофт, дорогой дизайн). Он говорит, что, когда рано утром звонит будильник, он чувствует себя бомжом, проснувшимся в подземном переходе. Думаю, так должны чувствовать себя и герои спектакля - богатыми-знаменитыми или потерянными и потерявшими все - смотря во сколько разбудить.
Выбор главных исполнителей принципиален. В случае с женщинами-персонажами возможны варианты, и неудачи не столь страшны (а одна неудача, на мой взгляд, здесь есть), но соотношение Саша Адуев - Петр Иванович определяет все. Интересно, что уже во втором спектакле (первый - "Мертвые души") "героями времени" современной России оказываются люди с неславянской внешностью. Кстати, и в "Обыкновенной истории" Современника Петра Адуева играл Михаил Казаков - эдаким "штольцем", по сравнению с русопятым Табаковым - молодым Сашей. Столичная Россия - это Россия европеизированная.
В первых сценах Адуев-старший (Алексей Агранович) производит впечатление очень умного, мрачного и почти уже конченого человека. Кажется, появление в его доме юного идеалиста-племянника возрождает у него любопытство к жизни. Их взаимоотношения, их диалоги - все это очень жизненно, понятно, точно, так бывает. История Петра Ивановича у Серебренникова оказывается более интересной (про Сашу все давно сказал Гончаров, и тут по сути добавить нечего). Адуев-старший самоуверен, как все, кто "сделал себя сам", он принимает тот факт, что жизнь несправедлива и жестока, но умеет ценить в людях настоящее - талант, честность, силу. Это вариант "протестантской этики" - делай, что должен, плати за все, и тебе будет хорошо. Хорошо не будет: заболевает жена. И тут режиссер не отходит от Гончарова, но усиливает и продолжает его. Если в романе у Лизы просто начинается депрессия (как сказали бы сейчас), то в спектакле все гораздо хуже. У современного Адуева депрессия жены не вызвала бы шока, ее посадили бы на препараты, возможно, и здесь бы все кончилось плохо, но это другая история. Поэтому в спектакле она смертельно больна. У Гончарова финал личной истории Петра Ивановича остается открытым, есть надежда на исправление; у Серебренникова финал означает конец героя, приговор, признание порочности того "правильного" пути, которым он шел. Умный, сильный, хорошо знающий жизнь и людей, Адуев терпит полное поражение: любимая женщина умирает по его вине, а из племянника, усвоившего его советы, вырос законченный негодяй. Что остается? Деньги и карьера - только это и можно получить, играя по правилам современной жизни. И все это в конечном счете оказывается в "корзине" - важный современный образ: туда сбрасываются ненужные впечатления, там прячут деньги (деньги - мусор).
Главные составляющие спектакля - осовремененный текст Гончарова, сценография, ритм, музыкальный ряд (очень удачный во всех проявлениях) и два актера - Алексей Агранович и Филипп Авдеев. Это очень интересные и достойные работы - и по смыслу, и по точности, и по партнерскому взаимодействию на сцене. То, как меняется соотношение "правд", выдвигаемых каждым Адуевым в каждую минуту их сценического существования, составляет суть спектакля.

гц
 
 
 
Татьяна Сенсемилияsen_semilia on March 14th, 2015 09:44 pm (UTC)
Я что-то не помню , чтобы читала это произведение...
lotta20lotta20 on March 14th, 2015 09:49 pm (UTC)
а прочитайте!) получите удовольствие! это более короткий и логичный вариант "обломова-штольца" И написано отлично! я люблю Гончарова, потому сразу же решила идти на спектакль.
И телеспектакль с Табаковым не видели? очень хороший, есть в сети!
Татьяна Сенсемилияsen_semilia on March 14th, 2015 10:02 pm (UTC)
Хорошо :-)
Не видела.