?

Log in

No account? Create an account
 
 
22 March 2015 @ 01:40 pm
"Красный угол" Молодежный театр "Предел", г. Скопин "Маска Плюс", ЦИМ  
"Предел" - это молодежный народный театр из маленького города Скопина Рязанской области. В нем иногда играют профессиональные актеры, но в основном - совсем юные ребята и даже дети, то есть театр самодеятельный, это принципиально. В то же время он - авторский, в нем реализует свои творческие исследования интересный художник - Владимир Дель, основатель театра. Я видела записи его постановок "Моцарт и Сальери" и "Диаволов водевиль" (они есть в сети) и могу сказать, что Дель - режиссер непростой и ненаивный, но для спектакля "Красный угол" он выбирает простую и ясную форму, точно соответствующую задаче - пробудить в зрителе чувство сопричастности к народу и его истории. "Красный угол" - это "действо по обрядам и традициям женского костюма", здесь все подлинное: и старинные наряды, в которых актеры чувствуют себя так, как когда-то чувствовали себя их предки - в важные и праздничные дни своей жизни, и колдовской веник, и песни, плачи, причитания (в действе участвует народный ансамбль "Зоренька"), и блеск глаз, и смятенье чувств... Любовь к жизни, к людям, к тем, кому мы обязаны своей культурой (да и жизнью) - вот что льется со сцены непрерывным и мощным потоком.

Понятно, что главными хранителями народного искусства и исторической памяти были женщины. В старинных женских костюмах зашифровано знание и представление наших предков о жизни и судьбе. Спектакль помогает хотя бы немного понять и раскрыть этот таинственный код. Костюмам 100-200 лет, но это не музейные экспонаты, они живут на сцене, да и в сундуках тоже живут, так как хранятся по старинным правилам. В рязанской глубинке есть село Секирино, жители которого до сих пор - частично - сохранили материальную культуру своих предков, большинство костюмов - оттуда. Ирина Дель - автор сценария и практически соавтор спектакля - руководит им "изнутри", рассказывая и показывая, как складывать наряды, из чего состоит "смертный узел"... И мы видим, что множество бытовых мелочей нашей жизни когда-то представляли собой ритуал, действия, наполненные глубоким смыслом. Юные девушки-актрисы все это знают, чувствуют - от этого тоже возникает ощущение подлинности происходящего.

"Красный угол" - "женский" спектакль, в том смысле, что именно судьба русской женщины, главные события, "узлы", ее жизни стали его основой. Но "ведет" его Владимир Дель, и если попытаться выделить главного героя, то он им и окажется - человек, который и сам является частью народной стихии, но в то же время способен остановиться, взглянуть со стороны... и впасть в отчаянье, потому что народная культура гибнет, исчезает на его глазах. Это герой активный, его отчаянье, его боль побуждают к действию. Он работает сам: ищет, сохраняет, создает спектакли, он воздействует на зрителей и тех, кто оказался как-то сопричастным его театру (а таких людей много - театр же самодеятельный).
Я чувствовала и видела, что спектакль легко можно превратить в произведение искусства привычного московскому зрителю профессионального уровня и формата: усилить и довести до конца отдельные моменты, отрепетировать до автоматизма сцены... Но такой задачи не ставилось. "Красный угол" - это и правда "действо", открытое, живое и изменчивое. Здесь много места для импровизации и интерактива, здесь зрители с радостью выходят на сцену. А обсуждение спектакля по сути продолжает его. Зрителей на обсуждение осталось много не только из-за желания задать вопросы - просто хотелось побыть вместе, не расплескать чувство сопричастности к важному творческому событию.

В наше время (не знаю, сколько его осталось) спектакль не подчиняется жестким законам и правилам, его границы и форму определяет сам режиссер. Главное - достижение художественной цели. "Красный угол" свою задачу выполняет по-настоящему: и по воздействию на зрителя, и по исследованию важного пласта русской жизни и культуры. Он возвращает к подлинности, заставляет отторгать попсовое, развлекательное, псевдонародное - тот суррогат, который мы видим по тв или (не приведи Бог!) на современных свадебных обрядах. Это очень серьезное и важное дело - сделать настоящее народное искусство достоянием многих людей.

 
 
 
smoltasmolta on March 22nd, 2015 11:03 am (UTC)
А где территориально это проходило? Или что такое ЦИМ и Маска Плюс.
Просьба - делать интервалы между абзацами, т.к. читать очень трудно, всё слитно.
lotta20lotta20 on March 22nd, 2015 01:01 pm (UTC)
ОК, сейчас разобью текст, спасибо!
На остальное по пунктам))
- ЦИМ - это театральный центр им. Мейерхольда, огранизация площадка для различных проектов, там сейчас идут спектакли "Маски Плюс"; находится в Москве, рядом с м."Менделеевская";
- "Золотая Маска" - главный театральный фестиваль России, проходит каждый год, номинируются драматические и музыкальные спектакли разных городов - премьеры прошлого сезона. А "Маска Плюс" - внеконкурсная программа, в ней представлены в основном экспериментальные спектакли или этнические - как в данном случае.
Вчера был полный зал: и театралы, и те, кто интересуется фольклором, и знатоки исторического костюма.

Edited at 2015-03-22 01:03 pm (UTC)
smoltasmolta on March 22nd, 2015 02:05 pm (UTC)
В театре Мейерхольда бывала, но не знала его сокращенного названия ЦИМ.
Смотрела спектакль театра Эрмитаж Литвинова - не понравилось.Не понравилось и помещение. Я как-то не привыкла, когда зрительный зал и сам театр находится на высоком этаже. У Калягина также.
А вообще я последнее время в театре скучаю и плохо слышу текст.Люблю что-нибудь музыкальное.
smoltasmolta on March 22nd, 2015 02:11 pm (UTC)
Театральную премию "Золотая Маска" - это я конечно знаю. А вот Маска плюс - не знала.
lotta20lotta20 on March 22nd, 2015 03:31 pm (UTC)
Вчерашний спектакль непривычного формата, вроде бы простой, интерактивный, но в итоге сильно загружает, очень много смысла, и впечатление сильное, до сих пор не отошли - ни я, ни те, кто со мной был.

А у эрмитажного режиссера фамилия - Левитин. Здание Эрмитажа на ремонте, они играли и в ЦИМ, я там смотрела "Капниста". Зал там мобильный, можно менять рассадку, пространство сцены тоже можно менять, это площадка для экспериментов. В Эрмитаже спектакли неровные, разной степени удачности, но я их люблю в принципе - за талант))
Марьяmirr_ra on March 23rd, 2015 02:54 pm (UTC)
Кстати, да! Согласна, что было ощущение, что вполне можно это довести до привычного, форматного профессионального театра - больше четкости, больше акцентов, и готово. И здорово, что все было как было :) Очень сильное впечатление - этот абсолютно живой диалог вместо текста, превращение сцены и зала в одно общее пространство и такое единение, "братание" в конце))
Я их полюбила! :) Еще раз огромное спасибо за такой подарок, Леночка!
Марьяmirr_ra on March 23rd, 2015 02:57 pm (UTC)
Я до сих пор на этой энергии езжу) Такой огромный заряд хорошего!
И... мне прям сразу стало понятно, как дальше жить)) Вроде говорили об отвлеченных материях, ну - костюмы, ну - традиции... Но какой-то такой личный опыт я вынесла, очень важные для себя вещи. Честное слово :)
lotta20lotta20 on March 23rd, 2015 02:58 pm (UTC)
Не забудь, сегодня: ДЕЛЬ И ЕГО ПРЕДЕЛ 23.50
Анонс телеканала "Культура": http://tvkultura.ru/…/show/brand_id/59204/episode_id/1179609
Марьяmirr_ra on March 23rd, 2015 03:14 pm (UTC)
Ой, как удачно-то! У меня как раз выходной, я дома сижу, даже лежу. Обязательно посмотрю!
*и уеду жить в Скопин, а кто будет виноват?)))*
Еще раз спасибо!)))