?

Log in

No account? Create an account
 
 
14 April 2015 @ 02:52 am
"Бег" Юрия Бутусова  
После просмотра смогла только зафиксировать отдельные впечатления, чтобы не забылись, а смысл еще должен был отстояться, стать осознанным. Было ясно, что "Бег" из тех спектаклей, которые зароняют в твою душу зерно, и потом оно будет там развиваться и прорастать.
"Бег" - новый этап в осмыслении режиссером важной для него проблемы: о взаимодействии человека, личности - и внешнего мира, сильного, неконтролируемого и опасного.
Внешний мир проявляет себя по-разному, здесь речь идет о страшном - о войне.
Если в случае с "Ричардом", "Макбеттом", "Макбет Кино" и "Лиром" война была делом рук конкретных людей, поддавшихся внутренним демонам, то в "Кабаре Брехт" и "Беге" все обстоит по-другому. Режиссер не "перечитывает" классику, пытаясь понять, какие механизмы приводят к братоубийству, он, как и все мы, чувствует себя внутри ситуации, он и сам почти уже попал под жернова. И с этого ракурса видно, что конкретных виновных нет, что роль личности в истории сведена к минимуму, указывать пальцем не на кого, а война возникает от совокупных действий и желаний множества людей: тех, кто возомнил себя Александром Македонским, или хочет нажиться на поставках, или решает личные проблемы, или любит махать шашкой, или хочет чувствовать себя патриотом, или просто любит языком трепать... И все это порождает железного бесчеловечного монстра, на которого трудно найти управу.
Черный флаг под потолком - это не только война и смерть, это флаг анархии. Войной нельзя руководить, над ней нет власти. Хлудов пытается как-то воздействовать на происходящее, бороться - и вешает, и отдает приказ стрелять и по своим, и по чужим... В спектакле он уже совсем надорвался, сорвался с резьбы, никакой романтики и даже никакой генеральской или человеческой значительности - с самого начала. Дальше развитие идет по ниспадающей: генерал - таракан Янычар - домашний таракан-хлопотун, которого того и гляди прихлопнут тапком.
С Чарнотой тоже интересно. По прежним трактовкам в начале пьесы он производил вполне жизнерадостное впечатление: война - его стихия, и Люська при нем, а на дальнейшее он и не загадывает. Здесь в нем сразу заметен надлом, перед его глазами постоянно появляется странный персонаж из сна - "Люська в воображении Чарноты". Может, во сне отражается реальная предыстория Люськи, то, как она попала в походные жены генерала. А может, это собирательный образ множества женщин - жертв войны. В дальнейшем Чарнота превратится в трагического рыжего клоуна и реализовывать свой боевой азарт будет на тараканьих бегах.
Для Серафимы и Голубкова представление о счастье не выходит за рамки частной жизни, война для них - нечто абсолютно чужое и враждебное. Пройдя через испытания, они обретают взрослость, любовь и ясность сознания... И на этом их жизнь заканчивается - потому что кончается сон, исчезает защита.

Я видела только две трактовки "Бега", помимо этой - фильм Алова и Наумова и спектакль Андрея Гончарова (очень мною любимый в юности). Видела трех Хлудовых (Дворжецкий, Джигарханян, Александр Лазарев), двух Чарнот (Ульянов, Евгений Лазарев). Разница между фильмом и спектаклем была не только в форме и стилистике. У Гончарова очень хорошо соединялись "бег" и "сон", а результатом, итогом бега было возвращение героев к себе. В фильме же итог - возвращение "домой", на родину, или невозвращение и вечная тоска. У Бутусова, при наличии некоторого "романтизма", целиком отсутствует ностальгический флер, который вытесняется из сознания героев пережитым или ожидаемым ужасом войны. Их сны - тифозные, горячечные, кошмарные. Попытки Хлудова или Чарноты зацепиться за романтическое прошлое рушатся при появлении повешенного Крапилина или поруганной Люськи.
На нынешнее, актуальное в спектакле нет и намеков, лишь образы, проникшие в бессознательное: "Крым сдан", песня "Океана Эльзы", полоумные генералы, неистребимый контрразведчик, названия украинских городов, вагон с пушниной, Стамбул и Париж... И уже неважно, кто "Крым сдал" и кто "Крым принял", ведь это не игрушки в конце концов, не тараканьи бега.
Спектакль Бутусова - за человека и против войны. Тяжелый железный занавес того и гляди придет в действие по-настоящему, обрушится на головы всей махиной, отрежет от нормальной жизни. Предотвратить или как-то задержать катастрофу можно только признав ее таковой. Война - это кошмар, которому нет оправдания, в котором нет ни героизма, ни святости, ни правды.


"Душа" войны (актриса Ольга Лерман) фото: Сергей Милицкий
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on April 14th, 2015 08:25 am (UTC)
Re: против войны
не о войне, ИМХО
о жизни

во второй части никакой войны нет, а она важнее первой, обобщение , совсем другой, космический уровень (от Содома, от Сезуана отвернулись боги, война это наказание)

и Бродский ведь ни с кем не воевал, только с самим собой, ночью

а Лерман играет пропавшую девочку, душу (не войны, а совсем наоборот, светлую точку в темноте)
lotta20lotta20 on April 14th, 2015 09:10 am (UTC)
Re: против войны
буду рада, если мне потом удастся так же соединить вторую часть с первой)
а роли Лерман у меня в одну не складываются, во всяком случае, ЭТА - отдельно