?

Log in

No account? Create an account
 
 
25 April 2015 @ 10:38 pm
"TAT TVAM ASI" Антон Батагов, ансамбль N'CAGED, ММДМ 24 апреля 2015  
Все чаще бывает, что с чьим-либо творчеством начинаешь знакомиться даже не по аудио или видеороликам, которые есть в сети, а по интервью или статьям. Дело не только в пиаре, просто современное искусство в основном базируется на смыслах, которые поддаются формулировкам, и к тому же художественное произведение, как правило, выходит за свои формальные рамки: то, что "вокруг" него, оказывается его частью. Поэтому отталкиваешься от личности самого художника, от того, что он хочет сказать.
Нам с Машей захотелось послушать интересную музыку. Я зацепилась за интервью Антона Батагова, Маша - за название его произведения - "TAT TVAM ASI"- древнюю фразу, знакомую ей по духовным практикам. Ну и еще я знала, что Антон Батагов писал музыку к фильмам Ивана Дыховичного и для телеканала Культура.
Концерт проходил в Московском международном доме музыки, в Театральном зале, он относится к циклу "Нормальная музыка. Премьеры и не только", который можно послушать по абонементу. Собственно, премьерой было исполнение композиции "TAT TVAM ASI" во 2-м отделении, а в 1-м ансамбль N'CAGED исполнял сначала музыку ХII века, а потом - композитора-авангардиста Фредерика Ржевского ("Сoming together"). И тут подтвердилась важность текста: его звучание было вплетено в общее звуковое полотно, а титры (перевод с английского) транслировались на экран с видеорядом (неожиданность!) - непрекращающееся движение в абстрактном лабиринте, ход без выхода. И важность контекста подтвердилась тоже: Антон сказал несколько слов о том, что пацифист Ржевский создал это произведение под влиянием событий, когда заключенные, устроившие бунт, были застрелены в тюрьме. Музыка тревожащая, трудная, нагнетающая напряжение. Зато следующая композиция - расслабление, монотонность, медитация - с набегающими морскими волнами на экране. Еще и темнота в зале, лишь пюпитры у музыкантов подсвечены - чисто эмбиент, только пледов недоставало.

Во 2-м отделении началось самое главное - выступление самого Антона Батагова и его музыка. Я несильно разбираюсь в ведическом учении, но мне кажется, это было и необязательно. Композитор передает свое внутреннее понимание древнего изречения, которое можно перевести так: "ТЫ ЕСТЬ ТО". Это глубокая философская музыка, которая в то же время создает определенный эмоциональный настрой - у каждого свой, как выяснилось на обсуждении, последовавшем после концерта. Кто-то улетал, отвлекался от суеты, отдыхал душой, кто-то внутренне сосредотачивался, погружался в мысли - в общем, "и каждый думал о своем, припомнив ту..."
Об обсуждении концерта хочу сказать особо. Недавно у неприятной мне театральной критикессы прочитала, что подобные обсуждения вошли в моду, потому что главные их мотивы - конъюнктурные и защитные: дескать, критики ругают, а народу - нравится; или РПЦ напугана (или Дума), а нормальные же люди "спасибо" говорят. То есть обсуждения призваны поднять сомнительное реноме художника. Это мнение свидетельствует лишь о снобизме и непонимании творческого процесса. Участница ансамбля после концерта поблагодарила слушателей, и это были не пустые слова. Только самые недалекие люди продолжают считать публику тупой принимающей массой или безмолвствующим быдлом (быдло, кстати, обычно не безмолвствует). Мы все - на концерте или на спектакле - принимаем участие в акте сотворчества. И к тому же художнику важна обратная связь. Потому усталые исполнители были готовы слушать мнения (разной степени связности и глубины) и отвечать на вопросы сколь угодно долго, ограничивала лишь необходимость освободить помещение в 23 часа.
Помимо мнений, вопросов и благодарностей, остроты в драматургию добавили реплики Алексея Айги, который не во всем соглашался с исполнителями по поводу трактовки произведения Ржевского: ему не хватило жесткости.
Ну и о том, что вынесла из концерта лично я. Прежде всего понимание того, что музыкальное пространство - едино, и его язык - един, несмотря на различие стилей и инструментов, несмотря на то, что произведения написаны в разные эпохи. Они все равно обращены к нам, живущим сейчас, и одновременно - в вечность. И еще. Подтвердилось, что актуальность художника - не только в прямом высказывании на важные ныне темы. Главное - честное и ответственное выражение своего ощущения современного мира, его проблем и особенностей, с помощью арсенала средств, которые художнику близки. И - да, гармония - это не благостное состояние, все намного сложнее.


фото: mirr_ra
 
 
 
takasatakasa on April 25th, 2015 08:42 pm (UTC)
Я это имя услышала впервые в театре-студии "Человек", куда ходила на спектакли с Гаркалиным. Музыка классная! А вот именно на концертах Антона не была пока ни разу... В отличие от любимейшего Алексея Айги ;)
lotta20lotta20 on April 25th, 2015 09:25 pm (UTC)
Айги выступил прикольно) и главное: мы все, кажется, поняли суть спора.
Марьяmirr_ra on April 26th, 2015 12:38 am (UTC)
Леночка, спасибо за то, что я там была! Это был отличный и нужный подарок мне :)
И мне очень нравятся ваши выводы - я бы сама так не сформулировала. Но все это очень созвучно моим текущим мыслям! Давно уже думаю про эту честность художника, про то, что "главное - честное и ответственное выражение своего ощущения современного мира, его проблем и особенностей, с помощью арсенала средств, которые художнику близки". В этом-то вся соль, мне кажется!
И про гармонию - не только в благости, но и в страдании, в боли, в конфликте - это тоже очень важный для меня момент.
Все-таки удивительный культпоход! Такой важный и... многослойный, что ли. Вот)
lotta20lotta20 on April 26th, 2015 01:02 am (UTC)
"Спасибо за культпоход" - известно кому))
А тебе - за компанию!