?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 April 2015 @ 09:35 pm
"Борис Годунов", реж. К.Богомолов, Ленком, 29 апреля 2015  
"Борис Годунов" кажется завершающей частью трилогии, рассказывающей о современной жизни России - при участии "народа", роль которого исполняет публика в зале. Но по сравнению с "Идеальным мужем" и "Карамазовыми" это спектакль аскетичный, трезвый, без иллюзий и двойных стандартов. В принципе в жизни двойные стандарты - это нормально, они только такие и бывают, но неприятно, когда они проникают в искусство. Возможно, здесь победила тотальная мизантропия режиссера, в итоге досталось и нашим, и вашим, включая "свалившего" из России Гаврилу Пушкина, Макаревича, поляков (несправедливо обойденных вниманием в "Карамазовых"), а о власти и "народе" - что и говорить! Возможно, сложным образом сказалась и другая театральная площадка: Ленком - это не какой-нибудь космополитичный театр Наций, здесь и традиции, и сложившийся актерский ансамбль, и авторитарность худрука, и вообще это театр авторский.
Константин Богомолов привел своих: Миркурбанова, Вержбицкого (вроде бы он уже в штате Ленкома), Чинарева. Но и "местные" играют на уровне. Особенно, конечно, потряс Александр Збруев, как в свое время потряс Табаков: актеры такого возраста и опыта, со шлейфом личных достижений и неизбежных штампов легко приняли правила игры совсем другого, нового для них театра. Это особенно заметно в главной провокационной сцене, когда Борис в одиночку свободно справляется с дезориентированным залом. Зрители в это время исполняют роль "народа" - который "тупое быдло" и "терпеливо ждет". Как и в других спектаклях Богомолова, режиссерский вызов принимает только "подсадка", остальные предпочитают считать провокацию добродушной, созданной для их развлечения и вообще про кого-то другого, а не про них.

Спектакль с самого начала не оставляет сомнений в преступности Бориса. Кто-то отмечал, что на смену царю-бюрократу приходит уголовник-беспредельщик, но я так не думаю: между измотанным властью, но холеным, в дорогом костюме, Борисом и одетым в обноски с польского плеча Отрепьевым нет разницы. Любой человек, пришедший во власть, шел туда по трупам. Это подтверждает собственноручное убийство Борисом его сестры царицы Ирины - уже в начале спектакля. И понятно, что Отрепьев в случае удачи легко причешется, нормально оденется и избавится от блатных манер... ну почти.
Замечательные актеры Александр Сирин и Иван Агапов играют царских помощников, которые потом оборачиваются поляками: разницы никакой, только переоделись и акцент забавный.
Марина Мнишек в исполнении великолепной Марии Мироновой: блеск, вкус, ум, практичность, холодный аристократизм - да это же сама Европа, бесконечно притягательная для обтерханного, перемазанного чужой кровью Гришки! Совместные сцены Мироновой и Игоря Миркурбанова меня как-то встревожили, потому что если Марина - это Европа, то Отрепьев - кто? Ведь не современная же Россия, чур меня!
Миркурбанов поет шансон в программе "Три аккорда", которая, помнится, позиционировалась как если не выражающая душу народа, то задевающая какие-то там его струны... Песня "Я люблю тебя, Марина!" того же корня, шансонного, но тут уж все доведено до логической точки, никакой романтизации героя и его жанра. А фирменный миркурбановский демонизм оборачивается самопародией и способствует разоблачению.
Упреки Богомолову в том, что он исказил замысел Пушкина, абсолютно несостоятельны: он с Пушкиным даже не полемизирует, как с Достоевским, в этом нет надобности. Из Пушкина, и не выворачивая его наизнанку, легко достать и провокации, и хулиганство, и противоречащие друг другу высказывания. Считать единственно верным то, что хронологически является более поздним, нет смысла: поэт понимал, что не истина в последней инстанции, что и сам он, и картина мира не забронзовели, и потому серьезность скучна, а пафос - это когда "на эмоциях". Вот и прочитанное эмигрантом Гаврилой Пушкиным "Клеветникам России" - это "на эмоциях". Но не только... По сути вся история Годунова - подтверждение "давности спора славян между собою". Но она также показывает, что происходит, когда "славяне" влезают во внутренние дела чужого, хоть и славянского, государства.

А Россия, как ни странно, в спектакле есть - и это, конечно, не преступное государство, не "быдло-народ", не интеллигенты "братья Пушкины". Россия - душа ребенка, рожденного на этой земле, говорящего на этом языке. Это убиенный царевич Дмитрий, и царевич Федор, показывающий отцу карту страны, и Николка, отказывающийся молиться за царя-Ирода, и девочка "без сережек золотых", чуть пританцовывающая под песню Глюкозы. Невинная, погруженная в себя, как будто еще не проснувшаяся. Ее убивают, но она всякий раз возрождается вновь. То, что актриса Мария Фомина играет еще и ведущую тв-новостей, было неожиданным, я предпочла списать это на случайность.
Спектакли Богомолова выходят далеко за рамки своих формальных границ, вчера было несколько мелких тому подтверждений. Уже второй день подряд я видела на сцене "чеченский след": накануне - "ваххабитов" в "Мефисто", а в "Годунове" - Басманов (Павел Чинарев), личный силовой ресурс царя, говорил с чеченским акцентом. А выйдя из театра, мы обнаружили военную технику на Тверской - остатки репетиции парада. А уже в метро остановки объявлял смутно знакомый женский голос. Как оказалось, ведущая тв-новостей Екатерина Андреева желала нам в честь праздника счастливого пути.