?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 July 2015 @ 03:07 am
"Однорукий из Спокана" - в конце сезона. Сатирикон, 7 июля 2015  
Показывала "Однорукого" Николаю. Когда-то у него не сложилось с сатириконовской "Королевой красоты" - видимо, из-за темы, абсолютно ему чужой. В итоге гиперреализм он воспринял как просто реализм, и весь спектакль для него свелся к бытовой, семейной истории о домашнем насилии, остальное пролетело мимо. "Сиротливый Запад" я ему даже не стала предлагать: Суханов там не играл, а Трибунцева, в буквальном смысле слова, переорали два молодых актера. Им, видимо, было так положено по роли, но вся художественная ценность спектакля свелась к предсмертному монологу отца Уэлша.
С "Одноруким из Спокана" все по-другому: сама пьеса вроде бы проще, но смысл ее широк, герои интересны, она много куда и во что попадает, пробивает разное.
Макдонах так подогнал все внешние зацепки одна к другой, что просто загляденье: ничего случайного, верхний слой считывается, а при желании и расшифровывается. А во внутренних - втором, третьем и так далее - можно утонуть, почва постоянно уходит из-под ног.
Райкин опирается на внешний слой и прививает к парадоксальному миру драматурга свои представления о жизни и театре. Режиссура - динамичная, игровая, сентиментальная - поддержана парадоксальной игрой Дениса Суханова и интересной работой остальных актеров.

С самого начала в спектакле было сильное звено, некий абсолют - Григорий Сиятвинда (Тоби), остальным надо было подтягиваться к его уровню - включая Суханова, герой которого еще менялся, развивался, искал внутреннюю опору (даже лексика его менялась через компромиссы с официальными требованиями). Лежаве пришлось труднее всех: хотя он уже работал в материале Макдонаха, но роль портье Мервина - сложнейшая. Режиссер ее интересно застроил, но актеру очень не хватало именно парадоксальноcти. Не могу сказать, что сейчас ее прибавилось, но есть сильный выигрыш - за счет интерактива. У Лежавы много актерского и человеческого обаяния, и теперь оно используется в полную меру: он играет с оглядкой на зрителя почти постоянно. С одной стороны, это соответствует образу (герою хочется прожить какую-то другую, киношную, жизнь, а не "прислуживать на ресепшн"), с другой - и зрителю идет на пользу: только после монолога портье зал окончательно обживается в мире спектакля.
У Полины Райкиной (Мерилин) роль, хоть и простая по смыслу, но требующая серьезной самоотдачи и внутренней органики. Мне она очень нравится, их тандем с Сиятвиндой яркий и убедительный.
В Кармайкле какими-то фантомными болями живут черты другого героя Суханова - Михея Михеича Крутицкого из спектакля "Деньги" (на мой взгляд, сильнейшей его роли). Проявляется это и внешне: драную шинель заменил длинный плащ, вместо стариковской суетливости - уверенность движений, но все тот же ледяной огонь в глазах, отчаянье человека, потерявшего самое дорогое, что у него было. Кармайкл, как это ни странно, более человечен, а потому более привязан к жизни. Удивительно, но финальная сцена с Мервином не кажется мелодраматической, в каждом из героев остается какая-то не до конца проясненная тема.
Замечательно, не выходя за рамки художественности, Макдонах прошелся по всем нашим актуальным "фобиям": гомофобии, расизму, сексизму, снобизму... Досталось и ревнителям чистоты языка, считающим, что искусство должно выражать образцы и "нормы". Думаю, воздействие такого материала и дало Райкину возможность дальше сделать еще один шаг в деле борьбы с мракобесием. "50 оттенков голубого" в каком-то смысле выросли из этого спектакля.
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on July 8th, 2015 09:19 am (UTC)
Re: прошелся по всем нашим актуальным фобиям
мне, как убежденному "мракобесу", важно, что Макдонах и по "политкорректности" прошелся (а эта фобия посильнее прочих)
и Райкин с Сиятвиндой это поддержали

по той же причине на борьбу с мракобесием в "50 оттенках" не собираюсь, предполагаю, что там все сделано как раз политкорректно
lotta20lotta20 on July 8th, 2015 11:12 am (UTC)
Re: прошелся по всем нашим актуальным фобиям
"Оттенки" не Макдонах писал)) Райкин там ухватил то, что ему ближе всего - гуманизм. Для него и в "Одноруком" это главное, остальное - от лукавого))
Лев Семёркинlev_semerkin on July 10th, 2015 11:52 am (UTC)
Re: ухватил гуманизм
для нас "мракобесов" гуманизм это ругательное слово
:)
но в применении к КА соглашусь
он именно про это ставит - про разнообразие и сложность, парадоксальность человеческой натуры,
не судит, а интересуется
и немного даже восхищается (именно из этого загорается искра театральности)
lotta20lotta20 on July 10th, 2015 02:41 pm (UTC)
Re: для мракобесов
Мои представления о мракобесии расширяются с каждым днем)
Совсем недавно и подумать не могла о том, сколько слов станет ругательными. Про "толерантность" и ее последствия в медицинском смысле уже читать надоело. Недавно сына на работе упрекнули в том, что он протаскивает "чуждые идеи космополитизма"... А теперь вот Вы про гуманизм...
КА последователен, меня это радует. Именно интересуется, а не судит и не исследует. Кроме того, у Макдонаха его цепляет изощренная театральность, разные обманки, перевертыши и четкий ритм.