?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 July 2015 @ 02:57 pm
Моноспектакль Константина Райкина "Своим голосом" Сатирикон, 11 июля 2015  
Это была замена "Чайки". Узнали накануне вечером, от "своих", а официальной информации, как водится, не было. С одной стороны, можно понять театр: меньше сданных билетов, но с другой - очень уж немилосердно по отношению к тем, кто приезжал из других городов, специально подстраивал все свои дела и даже шел на какие-то жертвы, чтобы попасть на спектакль (ЧАЙКА - она такая). Конечно, постарались оповестить всех, и началось... Билеты на поезд из Питера успевали сдать даже за час до отъезда. С театральными тоже сложности: сдать билет можно только до начала спектакля, никаких дополнительных дней. В кассу была очередь, но не слишком большая: кто-то сдавал, кто-то просил обменять на 25-е. В общем, по масштабам сатириконовского зала отток был почти не заметен. Знаю также, что кто-то с криком УРА побежал "на Райкина" (хотя чего тут радоваться - замена из-за болезни актрисы).
Я решила, что мне судьба наконец-то посмотреть моно КА, и пошла на спектакль, тем более что он редко идет: обычно как раз при таких форс-мажорах.

Райкин начал с подходящей случаю шутки: замена спектакля - это как собираешься на свиданье с девушкой, а она присылает вместо себя подругу... но если подруга ничего себе, то вечер может и не пропасть зря. Зал оттаял и развеселился (а для бОльшей части сатириконовской публики это действительно была неплохая замена).
Это и правда спектакль, а не "встреча со зрителями": обстановка доверительности, но интерактив жестко дозирован, зрительские импровизации не допускаются. Я предполагала, что моно Аверина, которое видела в прошлом году, сделано по образу и подобию райкинского, так и оказалось, только Аверин разукрасил все "жуткими розочками": слайдами, музыкальными номерами, летящим снегом... ну и розочками в буквальном смысле. У Райкина же - черный задник сцены и сам он в черном фраке перед микрофоном, вот и все! Единственный спецэффект - белые руки на черном фоне, выразительные до предела. И выбранный стиль, и жанр спектакля работают, как надо. Если у Аверина было несовпадение общей "задушевности" с отсутствием настоящего разговора со зрителем, диалога, что обычно сопутствует задушевным встречам, то при авторитарности Райкина и его манере общения с залом как-то даже и не ждешь разговора: спектакль - это монолог.
Сначала было очень смешно, все просто слезы утирали от смеха: рассказы о детстве и о том, как КА поступал в Щуку. Я это уже все знала по разным вариациям - в интервью и телепередачах. Но живая энергетика Райкина - это ни с чем не сравнимо! Потом, как он и предупреждал, начались стихи. И тут у меня с КА несовпадение по вкусам: я равнодушна к Давиду Самойлову, "пушкинский" ритм, когда он не пушкинский, меня утомляет, а эпические описания городской жизни не трогают. А Райкину, напротив, Самойлов так нравится, что его стихи составляют бОльшую по объему часть прочитанного.
В общем, остальное понравилось гораздо больше: Заболоцкий, Рубцов, Мандельштам. Конечно, "академическая" манера уже несколько отошла в прошлое, но Райкин читает блестяще, да и технические возможности поражают: голос, пластика, мимика, дикция... ну и энергетика, конечно, куда ж без нее? Умный, сильный, состоявшийся человек, масштабная личность. И актерская форма прекрасная. Недавно смотрела "Лира" - не поверить, что человек уже в серьезном возрасте. Да и моноспектакль - два часа наедине с большим залом, без поддержки, с полной самоотдачей. И видно, как сам заряжается от зрителей, от стихов, заводится - прирожденный артист, причем определенного склада, публика ему необходима. В общем, да: вечер пропал не зря, несмотря на замену. Посмотреть это надо было уже давно.
 
 
 
Olga: Солнышко смеетсяajushka on July 12th, 2015 12:04 pm (UTC)
Повезло:) Я бы с радостью послушала КА,
lotta20lotta20 on July 12th, 2015 12:08 pm (UTC)
Ну "повезло" все-таки не то слово! я бы сказала - судьба!))
Графиня Калиостроbreta on July 12th, 2015 01:59 pm (UTC)
Моноспектакль Райкина "своим голосом" было у меня первым, что я посмотрела в Сатириконе. И видимо уже надо повторить...
lotta20lotta20 on July 12th, 2015 03:17 pm (UTC)
Конечно! Тем более что вам академическая манера чтения, думаю, ближе, чем новомодная, "по-богомоловски")
annasmartannasmart on July 12th, 2015 04:09 pm (UTC)
отличная замена. я так давно в театре на была
twins_entwins_en on July 12th, 2015 04:17 pm (UTC)
ностальгия
Смотрели этот спектакль страшно подумать сколько лет назад... Спектакль тогда только вышел, а мы только-только начали выходить в свет без сопровождения родителей. Помню тогда спектакль был дневным. КА был тогда молодым... Сейчас, конечно, спектакль другой. Надо "вернуться" в прошлое)). Но Вам этот спектакль как заключительный аккорд юбилейной недели...
lotta20lotta20 on July 12th, 2015 04:35 pm (UTC)
Re: ностальгия
а я, кстати, и не подумала об этом: действительно, как у юбилею подогнали!
Подруга, которая была вчера со мной, про юбилей помнила, но как выяснилось, предполагала на 5 лет меньше юбиляру)
twins_entwins_en on July 13th, 2015 01:03 pm (UTC)
Re: ностальгия
Мы встретили пару раз КА на спектаклях в Вахтангова. Первый раз он стоял за нами в гардеробе и я еще подумала, а как-то он выглядит не так уж и моложаво. Пришла, проверила возраст, не поверила глазам своим, подумала, что выглядит как раз ЗАМЕЧАТЕЛЬНО относительно возраста.
Так что насчет его возраста я была в курсе, когда видела в "Короле Лире", то еще раз восхитилась его форме!
lotta20lotta20 on July 13th, 2015 01:58 pm (UTC)
Re: форма Райкина
Он не моложав. В принципе все годы видны и при нем, но при такой форме об этом забываешь вообще. Играет он без скидок на возраст, а Лир потрясающий просто. Стойка на голове во время бури, запрыгивание на помост да и роль такая затратная - диву даюсь!
twins_entwins_en on July 13th, 2015 02:06 pm (UTC)
Re: форма Райкина
просто в обычной жизни он довольно скромный человек, актерской мощи не выпячивает, на себе внимания не акцентирует и от того возраст кажется много заметнее, чем на сцене. Лир - действительно потрясающий... И все эти стойки-кувырки, полусогнутые ноги (мы же знаем, что на них ходить не так и просто) впечатляют...

вообще КА вызывает огромное уважение. И как актер, и как личность - далеко не каждому удается вырваться из пут "Сын того-то известного и талантливого" в "талантливый и известный актер и режиссер, руководитель популярного театра, руководитель талантливой труппы, любимый педагог"...
lotta20lotta20 on July 13th, 2015 02:15 pm (UTC)
Re: форма Райкина
Знаете, я с годами только стала осознавать, насколько трудно ему пришлось. Справиться, сохранить себя, создать свое, обратить неминуемое соперничество с отцом на пользу всем... Я понимаю, что для широких масс Аркадий Райкин был исключительной звездой, но для меня теперь очевидно, что сын состоялся на том же уровне, а может, и сильнее. Он ведь не просто исключительный актер, а целое театральное явление.
twins_entwins_en on July 13th, 2015 02:21 pm (UTC)
Re: форма Райкина
Буквально на прошлой неделе с сестрой пришли к тому же мнению, что он если не превзошел отца, то точно создал что-то свое!!!

Хотя тогда в 1987 или 1988 году, когда были на "том" его еще спектакле, мне как-то было невероятно жаль его, что все его сравнивают с отцом и упрекают, что "легко ему было стать артистом, папа все устроил"...
lotta20lotta20 on July 13th, 2015 02:55 pm (UTC)
Re: форма Райкина
и что папа устроил и что некрасив! Повезло, что он не скис, что трудности наоборот мотивировали. Уже ясно, что с таким талантом, обаянием и энергией пробился бы сам, без всякой помощи. Папины связи помогли получить театр, точнее, здание. Но и слава Богу!
У меня хватает претензий к его политике худрука, но это ерунда по сравнению с отношением к нему в целом.
twins_entwins_en on July 13th, 2015 03:06 pm (UTC)
Re: форма Райкина
мне-то он тогда казался очень красивым (опустила глаза, покраснела) :))

Я мало, что знаю о кухне "Сатирикона", но понимаю, что с ним непросто. Но, увы, нам не понять, каково это руководить театром, держать коллектив, продумывать концепцию, на чем-то настаивать, в чем-то уступать, где-то брать риск и тп. Мы смотрим с точки зрения зрителей и поклонников, но не понимаем, как принимать решение в творческих вопросах. Пару лет назад мне надо было принять решение и сократить двух человек из отдела, это было очень нелегко. И если уж это на таком уровне сложно, то каково это на уровне худ.рука театра, каково это принять решение, зная, что актер может разыграться, пройдя и самому этот путь доказательств, что что-то стоит. В общем сложно это все. И страшно, что жизненно-необходимая бюрократия может сгубить творческую атмосферу, демотивировать талантливых людей...
lotta20lotta20 on July 13th, 2015 03:17 pm (UTC)
Re: форма Райкина
Да он, по-моему, должен казаться красивым всем женщинам))

А по поводу трудностей "кухни" - да, идеала быть не может, потому что это дело сложное и со стороны даже не понять, насколько. У меня после возведения Райкин-плазы был страх, что приращение имущества потребует серьезных творческих компромиссов, но теперь полегчало. Когда и чем закончится ремонт, дело темное, но в Райкине жив художник, это главное!
Татьяна Сенсемилияsen_semilia on July 12th, 2015 11:23 pm (UTC)
А меня не очень как-то впечатлил, так же, как и Контрабас лет 10-ть назад.
И Меньшиков в 1900-м.
И даже моно Беляковича в своё время....
Я поняла, что моноспектакли меня не захватывают так сильно.
Единственное, что узнаешь что-то новое из первых уст, если о себе рассказывают
lotta20lotta20 on July 12th, 2015 11:31 pm (UTC)
Ну моно разные все же по жанру) их объединяет только то, что один актер на сцене. А вам, может быть, это и скучно, что один?)
Здесь у КА, как и у Беляковича, это типа "встреча со зрителем", но жестко застроенная. Я как-то сживаюсь с героем, мне нормально. Понятно, что временами выпадаешь, но это почти на всех спектаклях так.
Меньшикова я не люблю и с ним вряд ли бы сжилась), поэтому 1900 смотрела у Трибунцева - 2 раза, и может, еще пойду.
А Контрабас с Хабенским видели?
Татьяна Сенсемилияsen_semilia on July 12th, 2015 11:38 pm (UTC)
Наверное, как-то я с одним актёром не сливаюсь :-)

Я Меньшикова по Покровским воротам страшно обожаю, и очень хотела увидеть его в театре.
Лет 10-ть назад полгода охотилась за билетами на Игроков, но не впечатлилась игрой Меньшикова, а после 1900-го вообще разочаровалась, нетеатральный он какой-то совсем, на мой взгляд :-)

Кстати, забыла, что Трибунцев этот спектакль играл, я не смотрела, все только собиралась.
Тимофея люблю.

С Хабенским наоборот.
По Ментам он мне не нравился в свое время, и в Белой гвардии тоже, но когда я увидела его Бутусовского Калигулу, то была сражена наповал.
В Гамлете он мне тоже нравился, а вот недавно посмотрела Оперу нищих - никакой показался :-(
Зато, фильмы с ним люблю, начиная с Ночного дозора :-)
Контрабас с ним не смотрела

Edited at 2015-07-12 11:39 pm (UTC)
lotta20lotta20 on July 12th, 2015 11:46 pm (UTC)
Вот видите: когда речь о моно - это речь об актере!)) Понятно, что режиссура важна, но на первый план выходит личность исполнителя, его тема. И зрителю соответственно предлагается герой, остальное - рама. И кстати, не всех это в принципе может захватить, такая концентрация в одном однообразна) проблема жанра.
twins_entwins_en on July 13th, 2015 01:13 pm (UTC)
Контробас Хабенского
Мы смотрели. и совсем не понравился спектакль. Игра актера в общем-то неплоха, но вот режиссерская работа какая-то убогая, да и материала как такового нет. Зюскинд не мой автор. Из всего спектакля был один забавный момент, но чтобы его просмотреть надо пересидеть весь спектакль...
lotta20lotta20 on July 13th, 2015 01:55 pm (UTC)
Re: Контрабас
Мне очень нравился Контрабас Райкина - за исключением местечкового акцента, которым он злоупотреблял. Но я с этим смирилась, так как герой был интересный и эмоционально подключалась.
twins_entwins_en on July 13th, 2015 02:02 pm (UTC)
Re: Контрабас
Жан тоже упоминал о той работе Райкина. Увы, не видели...
twins_entwins_en on July 13th, 2015 01:06 pm (UTC)
1900 у Трибунцева
А Трибунцев играет ту же историю? не в "Сатириконе"?

Мне одна знакомая очень советовала "1900" именно с Меньшиковым, но насколько я его любила в детстве, насколько он мне нравился в юности ("Горе от ума", "Кухня"), настолько он мне не нравится сейчас. Другая знакомая советовала пойти на его оркестр, но я видела какие-то номера на ДР Башмета и поняла, что не понравится, зря потрачу время, которое можно провести с бОльшим удовольствием...

Edited at 2015-07-13 01:14 pm (UTC)
twins_entwins_en on July 13th, 2015 01:15 pm (UTC)
А Вы смотрели "Контрабас" с Хабенским? нам просто год назад совсем не понравился спектакль...
lotta20lotta20 on July 13th, 2015 01:51 pm (UTC)
1900 Трибунцев играет в театре Камбуровой, спектакль идет редко, но можно отловить. Тимофей рассказывает историю героя очень тонко - с позиции собственно рассказчика, друга пианиста, который сам не гений, а смотрит со стороны, но болеет душой за героя.
Думаю, Меньшиков как раз ассоциировал себя с гением-пианистом, а мне это на фиг не сдалось, тем более в его исполнении.
На "Контрабас" я пошла бы из любопытства, если бы это не стоило таких денег или усилий, потому что из описания спектакля ничего интересного не жду.
twins_entwins_en on July 13th, 2015 01:58 pm (UTC)
Вот и мы пошли из любопытства, но... и удовлетворили его и не более...
http://sps101/sites/atmain/ProjectDoc/DMA%20на%20Запад%20(резиденты)/ДМА%20на%20запад%20(паспорт).docx

За информацию о спектакле Трибунцева отдельное спасибо. Буду пытаться отловить...
lotta20lotta20 on July 13th, 2015 02:02 pm (UTC)
по ссылке не попадаю почему-то(( посмотрите!
twins_entwins_en on July 13th, 2015 02:08 pm (UTC)
Ааааа.... в буфере обмена была другая ссылка и проставила непонятно что. Прошу прощения... исправляюсь http://twins-en.livejournal.com/14072.html
lotta20lotta20 on July 13th, 2015 02:57 pm (UTC)
Я еще тогда прочитала ваше) и это было одной из причин не торопиться на спектакль. А по поводу Зюскинда, каким он мог быть, согласна с Жаном: материал отработанный, причем довольно сильно.