?

Log in

No account? Create an account
 
 
26 September 2015 @ 01:43 am
"1900" театр им. Ермоловой, реж. и исполнитель Олег Меньшиков  
Не буду скрывать: хотелось сравнить два театральных "1900" - Трибунцева с Меньшиковым (фильм "Легенда о пианисте" останется в стороне). Никогда не понимала, почему нельзя сравнивать разнородные (и не очень) спектакли - оценки, кому пять, кому три, лучше, конечно, не выставлять, а по поводу остального проблем нет.
Спектакли (при том, что оба - моно) и правда разнородные. "1900" в театре Камбуровой - камерный, лирический, психологический, идет в небольшом зале, и Трибунцев обязательно заглянет в глаза каждому зрителю или как-то еще зацепит очень личным. Дело в том, что на протяжении всего действия его герой не просто вспоминает времена своей дружбы с гениальным и странным человеком, он хочет (подчас мучительно) разобраться в том, что произошло тогда и в чем была природа творчества талантливого пианиста. Для него важен любой отклик, личная реакция каждого зрителя.
Герой Меньшикова не таков: его восторженный рассказ о ярком периоде жизни и о уникальном пианисте до поры до времени лишен рефлексии. Он... выступает, для него важен эффект, успех рассказа, он останавливает внимание на самых "вкусных" фрагментах истории, легко и с удовольствием "показывает" ее разнообразных участников. Его поддерживает массовка - настоящие "матросы" и плоские, вырезанные из картона фигурки пассажиров.
А еще в спектакле есть два момента, которые хорошо работают на внешний эффект, хотя подчас и в ущерб смыслу. Первый связан с живой музыкой, с участием настоящих музыкантов, которое в общем-то логично: музыка создает настроение, атмосферу, иллюстрирует происходящее... Хотя (и это естественно) не может дать адекватного художественного аналога тому, о чем рассказывает герой, а отстранения не получается. Однако в целом здесь все удачно.
А вот что было совсем неожиданным, так это появление во время яркой сцены (игра на рояле в шторм) фигуры самого Новеченто - в длинном черном халате с черными же рюшечками (видимо, таким он существует в воображении героя). Он вроде бы и в других нарядах иногда возникал - абсолютно неуместно, на мой взгляд... потому что (в отличие от спектакля с Трибунцевым) у Меньшикова настоящий Новеченто появляется в финале. Скромный трубач, который во время своего рассказа много раз изображал то одного, то другого обитателя корабля, к концу спектакля предстает в образе того, кому и посвящена вся эта история.
В целом спектакль приятный. Он не слишком цепляет (разве что тех, чьи места были совсем близко) и не слишком втягивает в себя. История выглядит в бОльшей степени театрально-эффектной, чем глубокой, но она остается интересной.
 
 
 
twins_entwins_en on September 26th, 2015 11:09 am (UTC)
1900 и 1900
С Трибунцевым у нас в списке, благодаря Вашей рекомендации. Но его пока "не видать" в репертуаре.
А вот с Меньшиковым пока не определилась, сложно решиться посмотреть актера, которого когда-то любили, а сейчас как-то и непонятно...По крайней мере этот спектакль не на первой странице в "листе ожидания". Хоть Вы и заинтриговали)))
lotta20lotta20 on September 26th, 2015 12:32 pm (UTC)
Re: 1900 и 1900
ну вот как раз интриги никакой здесь нет)) просто я всегда относилась к Меньшикову сдержанно, потому без предвзятости. Спектакль очень неплох, а финальный монолог - то, чего нет у Трибунцева, который до конца остается на позиции человека, бывшего рядом с героем рассказа. Меньшикова, конечно, больше интересовал сам Новеченто, ему хотелось больше попытаться выразить, чем попытаться понять, так что трубач у него не очень интересен, а последняя сцена - сильная. Потому я в таком недоумении от персонажа в черном халате с рюшечками - этакое неземное виктюковское существо ни к селу ни к городу.