?

Log in

No account? Create an account
 
 
27 September 2015 @ 09:36 pm
"Солнечный удар", фильм Никиты Михалкова  
Увидев трейлер и фрагменты, я уклонялась от того, чтобы смотреть фильм целиком, но любопытство одержало верх. Когда речь идет о любимых писателях, интересны все трактовки, даже когда исходный материал служил лишь отправной точкой для создания совсем нового, так что было интересно, как Михалков использует Бунина (то есть я предполагала - как, но хотелось убедиться).
В целом не ошиблась: идея соединить маленький, совершенный рассказ Бунина с дневниковыми, желчными "Окаянными днями" привела к тому, что личная экзистенциальная история "Солнечного удара" потеряла самодостаточность и превратилась в один из эпизодов жизни "типичного" офицера, в яркое воспоминание, за которое он цепляется, чтобы как-то додержаться до неминуемого конца. Если у Бунина любовь - это уникальный (всякий раз), сложный и самоценный личный опыт, то для Михалкова - одно из проявлений общего потока жизни, в котором купается герой. Он и стремится смотреть на жизнь широко, при этом выхватывая не уникальные, а общие черты, лица с "общим выраженьем", заселяя мир фильма лубочными персонажами (от Землячки и Бела Куна до совершенно булгаковского юнкера с фотоаппаратом) и выдумывая сценки и повороты опереточного свойства: чего стоит появление на корабле... писателя Тригорина и кучи живописных чаек. То, что происходит в душе героя, режиссера не слишком интересует, ему даже здесь нужна эпичность, так что "поток жизни" неминуемо превращается в образ "России, которую мы потеряли" - и это (как обычно и бывает у Михалкова) Россия дачная.
Если героиня Бунина - земная, плотская, наполненная солнечной энергией, женской силой, то в фильме мы видим романтическую, почти блоковскую Незнакомку с голубым воздушным шарфиком, идеал красоты, ума, иронии (а она еще и поет!), серьезно относящуюся к нахлынувшему чувству. Возможно, такой она представляется герою в мечтах и воспоминаниях, в которых все искажается с учетом наших пожеланий - обобщенной Прекрасной дамой.
И потерянная дачная Россия - тоже из мечты. Белый корабль, населенный добрыми и светлыми летними людьми, обернется страшной баржей, воздушный шарфик присвоит гостиничная прислуга (или хозяйка, роли не играет), финальные титры сообщат о потерях на Юге России с 1918 по 1922 год.
Фильм очень простой, иногда от предсказуемости и банальности происходящего становится скучно, но думаю, что многим он должен искренне нравиться, тем более что визуально красивого в нем очень много. И еще есть чудесный второстепенный персонаж - мальчик Егорий, одушевивший и пейзаж, и интерьеры, и диалоги. Только он и смог придать "необщее выражение" и настоящую глубину тем сценам, в которых появлялся.
Tags: