?

Log in

No account? Create an account
 
 
07 October 2015 @ 02:21 am
"Допрос" реж. Владимир Дель (на сцене Музея-театра "Булгаковский Дом")  
Спектакль Молодежного театра "Предел", г.Скопин - по одноименной повести Захара Прилепина.
Режиссер - Владимир Дель, исполнители - Михаил Сиворин и Роман Данилин.

Спектакль с сильным гуманистическим наполнением. Он о любви к людям, несчастной любви - не в том смысле, что неразделенной, а в том, что мир так устроен: когда с тобой случается беда, жизнь остальных продолжается, нормальная жизнь. И даже твои близкие, которые желают тебе ТОЛЬКО добра, на самом деле хотят только продолжения этой нормальной жизни. Может быть, потому мир так и устроен.
Спектакль очень горький - не мрачный и не тяжелый, а именно горький. И здесь очень важно, КАК он поставлен и как исполняется. А поставлен он так, чтобы зрители смогли пережить то, о чем нам говорится со сцены, быть именно зрителями, а не свидетелями страшных событий, временами несколько отстраниться. Но не устраниться - потому что спектакль потом будет долго прорастать в тебе, гореть и болеть.
История простая и из тех, что может случиться с каждым. Два молодых парня, друзья, Новиков и Леха, доставлены в отделение полиции. Произошло убийство, и на них "показала" какая-то тетка, которая толком ничего не видела. Парни ни в чем не виноваты, но из них сразу же начинают выбивать признание. Играют два актера, и когда Новикова (Михаил Сиворин) избивает опер, то перевоплощается в опера только что игравший Леху Роман Данилин. А когда после этого нам показывают избиение Лехи в соседнем кабинете, то другим опером оказывается уже Сиворин. Эти перевоплощения происходят мгновенно, легко и лихо, внешние изменения, переодевания незначительны, все происходит внутри. А у зрителя в голове будто переключатель срабатывает, и он видит совсем других персонажей... Но в подкорке сидит, что они все равно те же самые.
Данилин играет и маму Новикова, и подругу Новикова Лару - и смешно и плакать хочется одновременно, доверие актерам полное.
И реквизит в спектакле тоже играет сложные роли. Используются простые бытовые предметы, которые неожиданно получают тревожный и пугающий смысл. Настоящая печень, которую "отбивает" Новикову опер (сам Новиков корчится на другом краю сцены) потом оборачивается обычной кулинарной печенкой, когда ее готовит мать. Бутылки - пластиковые, и это очень здорово! С одной стороны, они настоящие, привычные, с другой - "играют роль" страшных орудий пытки. А еще - многофункциональный предмет и многозначный образ - нижняя половина манекена.
В этом сложном состоянии - подкатывающих слез, смеха и тревоги - зритель пребывает в течение всего спектакля. Актеры очень хорошо передают ощущение страха, неуверенности, когда человеку не за что зацепиться, когда с ним может произойти все, что угодно. И зритель, смеясь над действительно комичными ситуациями, испытывает, хотя бы на время, облегчение - но все равно боится, что сейчас ему расскажут или покажут уже такое страшное, после чего нельзя будет жить.
Жуть жуткая - эта "своя правда" опера. Который по своим "понятиям" не бьет тех, кто в наручниках, не скрывает своего лица, имени, адреса - то есть дает жертве шанс бороться, постоять за себя, защитить друга, отомстить в конце концов... А кто не пользуется шансом, кто ломается - тот, значит, не может жить "нормальной" жизнью, сам виноват. Опер пытается убедить в этой своей правде Новикова, но приходит понимание: никого нельзя насильно тащить через турникет в эту жизнь, если он не хочет. И нельзя не пускать в ту жизнь, в какую он хочет, нельзя вычеркивать человека, как готовы вычеркнуть "мама и папа" Новикова его друга - "висельника" Леху.
Повесть Захара Прилепина неожиданно оказалась очень хорошим материалом для постановки на сцене. И это сработало - потому что было найдено множество художественных решений, точных и интересных театральных приемов, потому что актеры справились с непростой задачей - смогли в хорошем темпе, с серьезным энергетическим воздействием на зал показать историю со многими действующими лицами, рассказать об очень важном. И дело не только в актуальности происходящего на сцене: спектакль задевает, будоражит, заставляет думать, потому что это настоящее произведение искусства.



фото https://www.facebook.com/yuliia.chernishova/posts/766408533471225?pnref=story