?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 October 2015 @ 02:57 pm
Встреча с Юрием Бутусовым, репзал МХТ, 29 ОКТЯБРЯ 2015 (конспект, часть1)  
На встрече с Юрием Бутусовым происходит вот что: режиссер размышляет вслух о том, что для него важно, ищет точные формулировки для определения ускользающих понятий. Присутствующие мотивируют его, помогают ему одним своим присутствием, однако поток сознания Бутусова лишь в незначительной степени направляется вопросами из зала или репликами Золотовицкого, чей басовитый голос временами раздавался откуда-то из центра.
Бутусов не готовился специально, он только что "открыл бега" в Вахтанговском и прибыл сюда. И первые 5-10 минут встречи потратил на то, чтобы поймать волну, настроиться на разговор, попутно сообщив, что сегодня - День рождения Пионерии (его отношение к ней совпадает с моим).
Я написала подробный конспект, но выкладывать его целиком нет смысла: скоро в доступе будет приличная аудиозапись встречи. Но главное все-таки выложу, сохраняя хронологический порядок - несмотря на выраженную нелинейность происходящего, кажущуюся нелогичность и постоянное возвращение ЮБ к некоторым темам.

(о гастролях "Макбет. Кино")
Благополучно дошли до конца, все живы-здоровы... Сам выбегаю на сцену - когда есть настроение, когда чувствую, что хочу... Или, наоборот, нет настроения. Но могу выбежать, могу нет, это ничего не значит... Ален Делон действительно попал в кино случайно, кто-то подошел к нему и предложил. Мы все время внутренне в кино как бы снимаемся.

("Как вы пришли к нелинейности?")
Это произошло не вдруг. Еще в "Гамлете" у меня сначала было 2 Офелии, и все меня спрашивали: зачем? А я не мог объяснить и в итоге отказался от этого. И до сих пор жалею.

("Как вы пришли в профессию, когда решили?")
Не помню ситуации, когда я решил. Понял, что хочу в театр ради того момента, когда включается свет и что-то открывается. Какой-то оргазм, и ты хочешь, конечно, чтобы это повторилось. Единственное место, где человек - больше, чем человек. Божественное пространство. Считаю людей, причастных к этому, абсолютно счастливыми. Мы все обладатели какого-то знания необыкновенного (неинтеллектуального).

Учился в мастерской Малочевской, работают все, кого она выпустила (набиралось 17, выпустились 6). Была со мной строга. Выбрали старостой (как старшего), от испуга согласился. Иногда приходилось быть сразу в двух местах, чтобы прикрыть отсутствующих. Понял, что это была замечательная школа. Режиссер - это страшная, тяжелая ответственность. Помогает, развивает, злит. Я люблю ответственность, люблю получать по башке.
На 3 курсе выпустил большой спектакль - "Женитьбу" с Трухиным. Страшно любил учиться, лучшее время жизни.

В "Годо" тоже в каком-то смысле нелинейность. Вершина драматургии 20 века. Не ставили, потому что соцреализм все объясняет, а театр показывает необъяснимые вещи. Движение к нелинейности было всегда.
Режиссура - прежде всего композиция. Связано с монтажом, с вопросами на стыке театра, кино, живописи.

В театре зритель, если в первую минуту ничего не понял, сердится, считает режиссера дураком и быстро уходит. В кино не так. Разная психология восприятия. Хочется с этим работать, чтобы зритель по-другому смотрел. Я не ставлю задачу специально, но не хочу, чтобы зрительный зал был пустой.
Мне кажется, на спектакле должно быть тяжело, это работа... История есть всегда. История твоей жизни, твоей души. Ты всегда что-то рассказываешь, так или иначе. Хочется найти другие формы взаимоотношения со зрителем, чтобы его время было временем спектакля. Нужна активная позиция зрителя.

Великая русская традиция: школа-студия-театр. Когда режиссер становится духовным лидером. Нет большего счастья, чем когда видишь, что актер, которого ты выбрал, меняется. Это проблема современного театра: сейчас много зон, в которых актер может себя реализовать.

Люблю театр Додина. Не потому что там все спектакли хорошие. Ты приходишь в особую зону, в которой проросла душа, которая сложилась за годы. Великий фильм "Сталкер" - они там искали ЭТО, просто им никто не сказал.
Раньше пытался создать такую зону на территории одного спектакля.

"Иванов" шел 9 раз. Неудача важнее удачи. Что стоят 2 часа спектакля по сравнению с четырьмя месяцами счастья (репетиций)?
Если ты не любишь репетиции, не любишь приходить каждый день, ждать, пока все обопьются чаем, надо уходить в кино или еще куда... Репетиции - это думанье вслух.

Страшно быть актером, потому что ты голым должен быть все время, ты должен быть собой. Невозможно смотреть, как "играют роли". Понятие "характера" должно быть уничтожено. Интересен человек.
Сейчас много занимаемся Брехтом. В его драматургии заложен путь к личности, разрушение рамок... Человек таков, на каком языке он говорит. Ищем эквивалент звучащему немецкому - сложная задача (о работе с курсом Женовача).

(продолжение следует)