?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 November 2015 @ 11:23 pm
Смотрю старые сериалы ("Дети Арбата")  
Ассоциативный ряд был таким: прочитала о смерти композитора Андрея Эшпая (светлая ему память) - и вспомнила, что его сын Андрей А. Эшпай - режиссер сериала "Дети Арбата", снятого по роману Анатолия Рыбакова. О сыне Рыбакова - писателе и литературоведе Алексее Макушинском - я узнала совсем недавно и уже много слышала. Так что тут все соединилось - отцы и сыновья.
В свое время я эту экранизацию пропустила, видела только фрагментами и даже путала с "Московской сагой", поскольку время и тематика похожи. А тут решила посмотреть по-настоящему, благо есть в сети. Оказалось: очень интересная и достойная работа, отличная просто! Опять же ассоциативно обратила особое внимание на музыку (хотя быстро выяснила, что композитор не Эшпай, а Андрей Леденев), и тут тоже очень точно, ярко и интересно: от легкомысленных шлягеров 30-х годов, до основной темы - красивого ностальгического вальса.
Для ретро-фильмов прежде всего важен стиль. Понятно, что полного совпадения с эпохой быть не может, да и не должно: стиль напрямую связан с современном взглядом на ушедший мир, и с этим в фильме тоже все в порядке (костюмы, интерьеры, удачно снятые арбатские дворы и кусочки старой Москвы, сибирские пейзажи).
Фильм, конечно, грустный, тревожный, все происходящее воспринимается близко к сердцу, ситуации кажутся знакомыми. Но при этом очень красивый. Этому способствуют и актеры, прежде всего, Чулпан Хаматова, Евгения Симонова, Цыганов, Страхов. Варька-Чулпан очень хороша: от легкомысленной и очень живой девчонки-школьницы, до женщины, пережившей сильную боль. Да и остальные: играют сильно, смотрятся прекрасно.
Но главное впечатление - Сталин в исполнении Максима Суханова! Я видела много сталиных, их обычно играют сильные актеры, и пришла к выводу, что без гротеска здесь не обойтись, "реалистичный" Сталин выглядит ряженым, а гротеск примиряет с условностью. Суханову же удалось невозможное: он вызывает пугающее чувство узнавания и в то же время перед нами - живой человек, неопрятный старик - отталкивающий и притягательный одновременно. И становится понятно, что неслучайно он тогда всех "заколдовал": кто-то поклонялся ему безоглядно, кто-то его демонизировал. И грим отличный, и общее впечатление: огромный молодой Максим Суханов (фильм 2004 года) каким-то чудом оказывается приземистым старичком.
Tags: