?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 January 2016 @ 08:05 pm
Немного о том, "Как Зоя гусей кормила" ( спектакль "Коляда-центра" в ЦИМ)  
В плане Коляды и колядовцев я на полуголодном пайке, "СашБаш" проехал мимо, а о спектакле ЦСД "Как Зоя гусей кормила" продолжаю думать, хочется понять, что там так и что не так. Потому что впечатление получилось спорное.
Пришла к выводу, что пьеса мне понравилась больше, чем постановка. То есть драматург Светлана Баженова сочинила нечто интересное и свое, но срежиссировала это под сильным влиянием Коляды, в итоге что-то упростив, а с чем-то вступив в противоречие. Главный смысл пьесы считывается довольно легко (тем более что прямо декларируется Зоей) и обозначен в анонсе (думаю, зря, лучше бы зрители немного поломали голову), но в ней есть материал для вариаций, нюансов, создания особой атмосферы. Однако все это съехало в уже обжитый и известный мир Коляды, в атмосферу "Амиго" и прочего. Впрочем, не все: уборщица-графиня, как бы сошедшая со старинного портрета, дачная девушка на велосипеде (в сочетании с романсом) и заклеенное стекло очков Володи - это уже другой стиль, намного более подходящий к стилю пьесы и ее сюжету.

По сюжету речь идет о старом университетском (профессорском) доме, где живут люди "с заслугами" - и туда врывается девочка из деревни (Алиса Кравцова), со своим говором, шмотками с рынка и "народной" энергией. Это два разных мира, разных заряда, при столкновении которых возникает нечто подобное взрыву. Здесь же контраст проходит лишь на уровне энергий: живой и бурной у Жени - и внешне квелой у Володи (которую он уже много лет сублимирует, уйдя от жизни в науку).
Спектаклю просто необходим образ Дома, в котором остановилось время, а Веры Цвиткис тут недостаточно, ее надо было бы поддержать сценографией (или костюмом Зои). Кстати, рассказ Зои о том, как она отправляла маленького сына топтать крапиву босыми ногами, тоже вызывает ассоциации с деревенским детством Володи, а не дачным, какое ему вроде бы было положено.
То есть мои претензии к спектаклю по большей мере относятся к его стилю, это внешне несколько искусственный мир с различными нестыковками. Лирическая интонация, которая задается романсом и образом девушки на велосипеде, "литературность" (в хорошем смысле) образа уборщицы противоречат колядовскому бытовому гротеску. Я, например, могу себе представить совсем непохожий на спектакль очень хороший телефильм или камерный кинофильм, снятый по этой пьесе. Как ни странно, с этими же актерами, которые очень точно попадают в материал, тут никаких вопросов. Понятно, что мое мнение - чисто субъективное, да и все написанное никому не в упрек: спектакль интересный, вон сколько о нем думаю!
И вообще, это явление (Коляда-центр), с которым познакомилась пока только по одному спектаклю, заинтересовало и порадовало. Думаю, как бы суметь выбраться в ЦИМ еще раз.