?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 January 2016 @ 02:20 am
"Кошка на раскаленной крыше" Коляда-театр на сцене Центра на Страстном, 28 января 2016  
Только накануне узнала, что у меня будет свободный вечер - поехала наудачу, прошла по лишнему билету.
В пьесе Теннесси Уильямса - запутанный клубок отношений, злокачественный нарыв, который вскрывается в экстремальной для семьи ситуации: хозяин, Большой Папа, смертельно болен и пока не знает об этом. Если в "Трамвае" между Бланш и Стенли был выраженный антагонизм, ненависть, причины которой можно было понять, то тут другое - любовь и нелюбовь, и объяснить их рационально очень трудно. То есть вообще-то для нелюбви Брика к Маргарет есть повод, но это именно повод, а не причина, что показывает практически зеркальная ситуация Большого Па и Большой Ма, у которых в прошлом не было никакой "большой вины" Ма. В обоих случаях любовь женщины остается без ответа, а мужчина НЕ любит настолько, что не верит в сильную, проверенную временем любовь жены. "Смешно, если это на самом деле так", - говорит сперва один, потом другой. А почему может быть ТАК, и что тогда привязывает мужа к нелюбимой женщине? Если у родителей причиной этого могут быть традиции, религия, имущественные интересы, то зеркальная ситуация Брика и Мэгги показывает, что это все же не причина, а повод, сам Па говорит сыну: "Если не любишь - избавься от нее!" Но Брик не избавляется: он пьет, выдвигает жене "условия", но продолжает жить с ней под одной (раскаленной!) крышей.

Эти две пары (любящая нелюбящего, любимый нелюбимой) противостоят выводку Гупера и Мэй, для которых все эти тонкости вообще неактуальны. Но было бы грустно думать, что жизнь продолжается только за счет таких людей, чьи принципы - практичность и деторождение. Недаром родители не любят бедолагу Гупера и равнодушны к его многочисленным детям. В спектакле - "детская" массовка, яркая, громкая, агрессивная - увидена глазами Мэгги. И этот "праздник жизни" резко контрастирует с тем, что мы знаем правду: смерть рядом.
А начинается спектакль провокационно - сценой с обнаженным Бриком. Вообще-то из всех интересных для меня актеров Ягодин - чемпион по обнаженке. Но всякий раз этот прием работает по-новому, так как решает разные задачи. Понятно, что кто-то будет считать это лишь способом вызвать специфическую реакцию у зрителей (так бывает на любом спектакле с обнаженкой), но в данном случае режиссер сразу, без лишних слов и объяснений погружает нас в состояние Мэгги, дает понимание того, как себя чувствует женщина, которая не имеет на любимого мужа никаких прав, кошкой ходит вокруг него, отслеживает его присутствие. Он - рядом, только руку протяни, но совсем чужой. Самый тяжелый вариант одиночества.

Очень сложная роль - у Тамары Зиминой. Большая Ма, которая, конечно, чувствовала нелюбовь мужа, но все же на что-то надеялась, в день радости (ей сказали, что анализы мужа хорошие, болезнь не смертельная) получает сразу два страшных удара, узнает две правды - и о полной безответности своей любви, и о скорой смерти любимого. И окончательно расстается с ним в образе молодой женщины, какой она, видимо, была при их встрече.
И тем не менее в счастливый (хотя бы для одной пары) финал - веришь. Мне очень захотелось посмотреть другие комбинации героев, потому что эта кажется идеальной. Витальная, в расцвете женских сил Ирина Ермолова - и бледный, измученный, отстраненный Ягодин, спрятавший всю свою брутальность. Сразу же делается понятно, что составы здесь очень важны, особенно компановка "пары". Мэгги выигрывает в борьбе за счастье, потому что после пережитого дня понимает, что она - сильная. Брик сдается, потому что отец все же раскрывает ему глаза на давнюю историю, в которой вина именно его, Брика, была не меньшей, чем вина жены. Он не ломается, а просто чувствует, что нуждается в поддержке, которую может дать только любовь. Если Большому Па уже поздно помочь, то жизнь Брика и Мэгги продолжается...
Хороший спектакль: яркий и страстный, но в то же время тонкий, лирический... и грустный, конечно.