?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 April 2016 @ 05:01 pm
Достоевский Миронова и Хотиненко  
Сериал идет по телеканалу "Культура", и я стала его смотреть: иногда фрагментами, иногда целыми сериями, иногда ищу пропущенное в сети и досматриваю.
Снят он в 2010-м, но тогда у меня совсем не пошел, абсолютно, не смогла продвинуться дальше 1-й серии. Но сейчас со временем все немного отстоялось, отношение к Хотиненко, к его позиции стало более взвешенным, так что фильмы смотрятся несколько по-иному (с "Бесами" тот же эффект).
Чего не отнимешь: жизнь Достоевского увлекательна, остросюжетна, характер его противоречив, и есть ощущение, что речь идет о гении, что режиссер не разделяет художника и человека, чем грешат многие биографические фильмы. А для меня прояснились некоторые моменты (хотя в окончательности оценки я не уверена).
Достоевский в фильме иногда произносит речи, участвует в полемике, озвучивает свои мысли. Выглядит при этом по-дурацки: политические и религиозные взгляды вступают в противоречие с фактами биографии, с содержанием романов, аргументация страдает. И вывод, к сожалению, совпадает с тем, что произносит один из эпизодических персонажей: хотите "перековать" вольнодумца - отправьте на каторгу, выйдет оттуда убежденным "охранителем".

Молодой Достоевский - тонкая натура, впечатлительный человек, художник с богатым и болезненным воображением. Он попадает на каторгу, проходит круги ада - ни за что! Наказание ни с чем не соразмерно. Чтобы не сойти с ума и вообще как-то зацепиться за жизнь, не покончить с собой, надо найти в произошедшем смысл, желательно, высокий. И он нашел: увидел смысл в страданиях, примирил свою веру в Бога и ту жуть, которая открылась ему в людях, попавших в экстремальную ситуацию, и просто в преступниках. И каким-то образом оправдал самодержавие, хотя сам был его жертвой (практически невинной), потеряв на каторге не только душевное, но и физическое здоровье. То есть мировоззрение писателя, которое выражено не столько в главных романах, сколько в публицистике, личных разговорах и переписке, выработалось как защитная реакция в ответ на пережитый ужас. Но если бы этого не произошло, мы вообще могли не увидеть его дальнейшего творчества.
Есть, однако, принципиальные моменты, по которым он никак не может примириться с "православием-самодержавием-народностью": отношение к смертной казни, отношение к самоубийству и "детская тема". Это слишком важное и слишком личное для него, здесь он последователен.
Интересно, что Достоевский-"охранитель", каким он представлен в фильме, все равно не устроил нынешних реакционеров: в комментариях к фильму встречаются выражения типа "жидовская клевета".
Некоторая странность образа Достоевского связана с тем, что его играет Евгений Миронов - в духе уже сыгранного им Мышкина. То есть именно Мышкин кажется персонажем, наиболее близким писателю, точнее всего раскрывающим его сущность - несмотря на сцены, вроде бы доказывающие страстность его натуры (игра в рулетку, любовные сцены, скандальные выходки) и уводящие от Мышкина. Кроме того, Миронов при бороде внешне очень похож на Смоктуновского в гриме Чайковского и дяди Вани. Иногда похож даже по манере игры и мимике.
Tags: