?

Log in

No account? Create an account
 
 
06 May 2016 @ 02:14 am
"Князь" реж. Константин Богомолов, Ленком, 5 апреля 2016  
Богомолов взял из романа "Идиот" самую болезненную и, можно сказать, навязчивую для Достоевского тему - "детскую". Практически ни одно из крупных произведений писателя не обходится без "слезинки ребенка": болезни и смерть детей, "русские школьники", дети в семьях, где мать больна или умерла, а отец - шут гороховый, совращенные и поруганные девочки (сейчас уже и значения не имеет, девочки или мальчики). Как ехидно отмечает режиссер, Достоевский любил написать про это главу-другую. И спектакль получился болезненным, трудным, какое уж тут удовольствие! Мне он показался простым и точным: тема такая, что не разгуляешься, и вообще, серьезно это (хотя вначале зрители пытались хихикать по любому поводу - по привычке, Богомолов же...)
Мир взрослых, то есть людей, которые работают, имеют власть и влияние, определяют жизнь общества,- населен пожилыми, "пожившими". Они еще не старики, потому что их желания не увяли, но слабеет энергия, внутренняя сила. И они обостренно чувствуют это угасание, то, как по каплям уходит жизнь, и все в них подчинено тому, как противостоять энтропии. Помочь этому может лишь "кровь младенцев" - энергия, сила и маленькие тела детей. Даже у умирающего Ганечки Иволгина (точнее, Илюши Снегирева) маменька отбирает игрушку, и любящий отец этому не противится. Взрослые в спектакле не менее несчастны, чем дети, и это состояние прекрасно передают все актеры и держат его в течение всего действия. Персонажи - заложники ситуации, никто из них не хочет казни для себя, выбирая жизнь любой ценой (монолог о смертной казни произносит в спектакле не Мышкин, а Рогожин). Это те, кто готов принести наше будущее в жертву своему настоящему и прошлому.

Взрослые - пожилой генерал Епанчин (Иван Агапов, когда-то сыгравший Лебедева в фильме "Даун Хаус", варианте "Идиота"), его дочь Аглая (солидная актриса Елена Шанина), пожилой генерал Рогожин (Александр Збруев), много лет назад потерявший маленькую дочь, возможно, утонувшую по его вине, и с тех пор "доживающий", что не мешает ему делать карьеру; депутат Тоцкий-Ашенбах (Виктор Вержбицкий), чьей последней любовью стал тайский мальчик, встреченный им на пляже (тут не только Томас Манн со "Смертью в Венеции", но и намек на знаменитого российского музыканта, "погоревшего" на подобном несколько лет назад). И седоголовый, шаркающий ногами "двадцатишестилетний" Мышкин-Тьмышкин - Князь.
Богомолов заменил в этой роли отличного актера Сирина - незадолго до премьеры. Понять его можно: Сирин - актер несколько иного плана, и я плохо представляю себе, как бы он сыграл темную сторону Князя, в котором действительно проглядывает ставрогинское. Князем называла Мышкина Настасья Филипповна - а Ставрогина - Марья Тимофеевна Лебядкина. Для обеих это означало "принц на белом коне", который явится и спасет. Настасья в спектакле жеманничает и сюсюкает, как ребенок, но и у Лебядкиной проглядывали те же манеры.
В одном из романов Акунина психически больной актер перевоплощался в героя той книги, какую он читал: подсунули "Бесов" - чуть не убил кого-то (зато пользовался успехом у дам), дали почитать "Идиота" - стал милейшим человеком, другом детей. Константин Богомолов играет Мышкина так, как прочитал его он сам, и делает это очень убедительно. Непонятным для меня осталось лишь то, что в финальной сцене, в диалоге со Збруевым, вместо Богомолова появляется Агапов (то есть вместо Мышкина - Епанчин). Возможно, дело в генеральстве обоих. Тут не до конца проясненная мысль о том, что Рогожин и Епанчин представляют власть и общество, а Мышкин - Христос по-богомоловски.
Сценография Ларисы Ломакиной - простая и в общем-то ожидаемая: бетонные стены, в центре - старинный камин, используемый не по назначению, во втором действии появляются деревья. Музыкальный ряд в целом тоже для Богомолова традиционный: советские детские шлягеры, знакомый до боли вальс Доги, "Прекрасное далеко"- "Mirabile futurum" на латыни, которое я уже слышала раньше. Кроме того, почти постоянно звучит саунд разного рода, задающий и держащий ритм во время очень долгих пауз, зависаний действия. Прекрасные, кстати, сцены с этими паузами. Жаль, что публика никак не свыкнется с тем, что надо делать хоть какие-то усилия, чтобы попасть на одну волну со спектаклем, ловить ритм и совпадать с ним.
Особая роль у голубого воздушного шарика. Который вырвался из рук Насти и улетел, точнее, будет вечно таким - зависшим наверху, улетающим, как на картине Сергея Лучишкина, которую я в детстве увидела в Третьяковке, и до сих пор помню впечатление, которое она на меня произвела. Мне кажется, в спектакле много таких деталей - важных, личных. Я многое упустила, но пересматривать вряд ли буду: он действительно очень тяжелый, болезненный. При этом - интересный и очень искренний.
 
 
 
twins_entwins_en on May 6th, 2016 07:50 am (UTC)
Забавно...
А я вчера думала о Вас, когда проходила мимо Ленкома, даже повертела головой, пытаясь углядеть, нет ли Вас...
А когда шли обратно,спектакль уже закончился и у входа стоял КБ с букетом и что-то методично кому-то объяснял...
lotta20: мухаlotta20 on May 6th, 2016 09:25 am (UTC)
Тоже в театр шли или гуляли? Я думала, что Малую Дмитровку тоже украсят.
twins_entwins_en on May 6th, 2016 09:29 am (UTC)
тоже...
Мы вчера ходили в "Сферу" на "Старшего сына".
Причем, я гуляла в этом районе с 14.00 - Пасхальный фестиваль (хоровой), потом выставка "Одноэтажная Америка", про которую сестра написала, потом по Малой Дмитровке (когда-то такая любимая улица), и перед спектаклем видела, как курит Вержбицкий, а после КБ.
Да, удивительно, совсем не украсили...А сад "Эрмитаж" мило украшен.
lotta20lotta20 on May 6th, 2016 11:03 am (UTC)
.
На Малой Дмитровке ремонтные работы забивают все.
А Эрмитаж наверняка красивый)
Лев Семёркинlev_semerkin on May 6th, 2016 08:43 am (UTC)
Re: Как ехидно отмечает режиссер
"ехидно" - ключевое слово

(вспомнил советский анекдот-ужастик - "дедушка Ленин умер, но он всегда живой И ОЧЕНЬ ЛЮБИТ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ")

>> И спектакль получился болезненным, трудным, какое уж тут удовольствие!

ну, не скажите
как раз самое большое удовольствие, самая мякотка
lotta20: мухаlotta20 on May 6th, 2016 09:24 am (UTC)
Вот думаю, что не в этом случае. Понятно, что искусство вообще удовольствие, но здесь именно в том смысле, что было и у самого Достоевского. А вообще спектакль жесткий.
Лев Семёркинlev_semerkin on May 6th, 2016 08:49 am (UTC)
Re:Томас Манн со "Смертью в Венеции"
он ведь уже цитировал этот фильм в "Отцах и детях", но там было классическое отношение к фильму, а теперь вульгарно педофилическое,
крайности сошлись

в книге Дирка Богарда, который играл в фильме главную роль, есть рассказ о лондонской премьере с участием высшего общества, после фильма какой-то американец-миллионер (из простых) сказал ему - "ничего не понимаю, зачем королевская семья привела своих детей на фильм о педофиле"

Edited at 2016-05-06 08:49 am (UTC)
lotta20: мухаlotta20 on May 6th, 2016 09:21 am (UTC)
В спектакле педофилия понимается широко, да и глубоко. А вульгарность у Богомолова есть - как часть стиля, но как раз не в этом смысле. С Достоевским увидела много общего, точнее, даже попытку объяснить Достоевского: это трактовка, а не фантазии на тему.
Татьяна Сенсемилия: Ромашкаsen_semilia on May 7th, 2016 09:24 pm (UTC)
так хочу посмотреть
но как попасть??
lotta20lotta20 on May 7th, 2016 11:12 pm (UTC)
Билеты есть, только немного заранее надо покупать, чтобы не влететь в самые дорогие. Был аншлаг полнейший. Тесный зал Ленкома забит до отказа, но примерно с 15-й минуты стали уходить, и стоящих входников рассаживали на освободившееся. В антракте уже было можно сесть нормально.

Edited at 2016-05-07 11:12 pm (UTC)
Ирина: интересуюсьstaraya_koryaga on May 20th, 2016 10:15 pm (UTC)
Я не решусь что-то пока. А вот про "намек на музыканта" от тебя услышать как-то даже обидно...(((.
lotta20lotta20 on May 21st, 2016 12:15 pm (UTC)
Ир, так это не от меня намек, а от режиссера, причем довольно прямой. Фишка Богомолова - вводить актуальные, часто скандальные моменты в общекультурный контекст. Здесь, видимо, никак ему было не устоять перед искушением, прям напрашивалось.
А вообще спектакль - жесть, на монологах детей в хосписе, которые произносил Вербицкий, со всем возможным отстранением, у меня слезы лились, а его самого к концу колотило, по-моему. Я не берусь советовать смотреть, спектакль мучительный. Но сама, похоже, еще пойду.
Мне там не все показалось доведенным до конца и сильным, но по сути - очень важно и честно по нашей жизни.
Кстати, недаром сейчас такой скандал произошел после статьи о детском суициде - это болезненная тема для общества. В спектакле много слоев, но мне не нравится, когда критики пытаются принять "детскую тему" за аллегорию. То есть и аллегория присутствует, но в целом очень конкретно. Богомолов сам отец, вот и шибануло.