?

Log in

No account? Create an account
 
 
06 June 2016 @ 01:27 am
"Dreamworks* *Мечтасбывается" реж. Виктор Рыжаков, МХТ  
Со слова DREAM взятки гладки - в тонкостях английского языка я не разбираюсь, но вот использование его русского аналога -"мечты"- в данном контексте казалось мне странным еще во времена голливудского фильма с Робином Уильямсом "Куда приводят мечты". Там тоже герой во что бы то ни стало хотел воссоединиться с погибшей женой (точнее, с ее душой, попавшей в ад). Под "мечтами" обычно понимают нечто более жизнерадостное, чем избавление от страданий, связанных с потерей любимого человека, однако в спектакле все сложилось: герой проходит свои круги ада в особом мире - на "фабрике грез".
Представление о воплощенной мечте у современного человека связано с теле-кино-поп-индустрией. Дэвид (изумительный Филипп Янковский), утратив свою целостность, попадает в мир кино или телесериала - с особым реквизитом и декорациями, костюмами известных героев, спецэффектами, закадровым смехом. Герои озвучивают банальные, но, впрочем, правильные вещи: в 5-минутном монологе Элизабет (Инна Сухорецкая) даже сталкиваются две противоположные позиции, как бы взятые из глянцевых журналов - о поведении "настоящего мужчины" (монолог срывает аплодисменты зрителей, которые, в большинстве, принимают все за чистую монету). Текст - особый, как бы переводной, так разговаривают персонажи наскоро озвученного голливудского фильма, рассчитанного на "широкого" зрителя.

Творческие пути Виктора Рыжакова и автора пьесы Ивана Вырыпаева пересекаются регулярно: Вырыпаев и Светлана Иванова-Сергеева (здесь - исполнительница роли Мэрил, умершей жены героя), собственно, и начинали у Рыжакова - в театре на Камчатке. Это очевидные единомышленники во многом. Светлана идеально произносит текст: очень легко, с отстранением, но в то же время очень точно. Да и выглядит она в спектакле, как голливудская кинозвезда, и держится так же. (Кстати, именно она была режиссером ставшего для многих культовым из-за участия там Одина Байрона спектакля "Лафкадио" - но это к слову).
Помимо основной линии раскручивается и другая, шаблонная, пародирующая первую, с отравлением неверного мужа - и заканчивается сценой в тюрьме, с песней и танцами. В финале, кстати, набегает массовка и тоже танцует.
Изобразительно спектакль несколько напоминает сатириконовские "Маленькие трагедии Пушкина", которые я очень любила - за эстетику прежде всего. Черный и белый - яркие, практически без полутонов, с красным цветовым пятном ("сутана" Ламы) и редкими цветными вкраплениями. Потрясающей красоты "бумажные" розы, "плоская" картинка (художники - Мария и Алексей Трегубовы), очень удачная видеография. Роскошно и по делу используется сложнейшая машинерия: театральные спецэффекты "играют роль" киношных. В общем, спектакль очень красивый и атмосферный. Он несколько холодноват, но это соответствует и стилю, и смыслу: "фабрика грез" не дает готовых рецептов, но может заставить задуматься о важнейших ценностях, которые кажутся банальными и избитыми от множества слов, в которые их облекают.