?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 July 2016 @ 07:47 pm
Никитский монастырь и история Никиты Столпника  
Никитский мужской монастырь считается самым древним в Переславле, по преданию, его основал князь Борис, сын Владимира Красное Солнышко - ранее 1186 года. Он действующий, живет своей жизнью: там косят траву, занимаются ремонтом, обсуждают бытовые проблемы. К зевакам-туристам относятся индифферентно, просто ограничив доступ во многие места и оговорив, что на фотосъемку надо просить особое разрешение. Я в таких местах обычно теряюсь, боюсь мешать занятым людям и нарушать их привычный ритм жизни, поэтому фото монастырских зданий у меня почти нет. Зато их много в сети, можно легко ознакомиться и полюбоваться.
Монастырь расположен на высоком берегу Плещеева озера, в северной части Переславля, его белокаменные стены и храмы видно издалека, он очень украшает ландшафт. В одном из зданий есть колодец со святой водой, а также большая книжная лавка: много книг на разнообразные темы, далеко не всегда духовного содержания, например, рассказы Чехова и (очень трогательно!) "Шумелки Винни Пуха" Бориса Заходера. Мы купили "Солнце живых" Ивана Шмелева и какую-то брошюрку-эссе на тему фильма "Сталкер". Там же прочитали о том, что можно записаться на бесплатные курсы по "сектоведенью", которые проходят раз в неделю.



Старые деревянные постройки монастыря многократно горели, а строительство каменных связано с именем Ивана Грозного (хотя началось оно при его отце). Иван Грозный бывал здесь неоднократно с женой Анастасией Романовой. Здесь он хотел устроить запасную опричную крепость. Сильно досталось монастырю в Смутное время: одну осаду он выдержал, но в 1611 году поляки его все же взяли и выжгли, так что оставшиеся в живых монахи должны были скитаться, пока пришедшие к власти Романовы не помогли восстановлению.

Одна из главных причин такого интереса к провинциальному монастырю - имя преподобного чудотворца Никиты Столпника. Сразу возникает вопрос: в его ли честь назван монастырь? Или переславский "мытарь и ябеда" Никита в минуту страха и отчаянья побежал спасать душу к своему небесному покровителю - в Никитский монастырь? Ответа я не нашла: словарь Брокгауза и Эфрона вообще называет Никиту Столпника основателем монастыря, хотя это не так. Возможно, до подвигов и гибели чудотворца он назывался как-то по-другому, а потом взял его имя... Это остается непонятным.
В любом случае история Никиты настолько интересна, что ее стоит рассказать. Меня она зацепила тем, что сильно отличается от привычных сюжетов типа "Шекспир и племянники", с которыми сталкиваюсь постоянно. Здесь речь идет о человеке, который, испытав все бездны грехопадения (так он считал) и раскаявшись, не умирает, а наказывает себя и практически устраивает себе ад при жизни. Хотя изначально это действительно шекспировский характер. О житии Никиты осталось много преданий, в целом его история видится так.
Строительство великолепного переславского Спасо-Преображенского собора требовало много средств. Одним из сборщиков был Никита (мытарь и ябеда - так раньше назывались его должности). На этом денежном деле он сильно нажился, завел высокие связи, возможно, лично общался с Юрием Долгоруким, а позже - с Андреем Боголюбским. Устраивал роскошные обеды, приглашал нужных людей, жил на широкую ногу и в свое удовольствие.
Но во время одной из проповедей в храме что-то с ним приключилось, какое-то откровение. Никита понял, что живет неправильно, но как-то пытался еще с этим бороться. Захотел устроить обед, но перед самым обедом в котле, где варилось мясо, увидел куски человеческих тел, плавающие в крови... В ужасе прибежал он к настоятелю монастыря (видимо, все же Никитского), так как вдруг ощутил "людоедский" характер своей деятельности.
Дальнейшая его жизнь - сплошная цепь мытарств, которые Никита устраивал себе сам, стараясь истребить свою плоть. Он носил тяжелые вериги и каменную шапку и в таком облачении стал рыть колодцы. Потом выкопал узкую яму в свой рост - "столп" и жил уже там, при этом почти ничем не питаясь. Но никак не умирал, а напротив, получил дар исцеления. К нему потянулись страждущие, так стал Никита чудотворцем. Среди тех, кого он вылечил, был сын черниговского князя Михаил. Чудеса продолжались и после смерти святого: его мощи помогли исцелиться сыну Ивана Грозного Иоанну.
Тихая и благостная кончина, которую он вроде бы заслужил, Никите не досталась, причем, похоже, ему продолжала вредить старая репутация: многие не могли поверить, что бывший мытарь, так любивший деньги, любимец князей и духовного начальства - не шарлатан, ведущий двойную жизнь, а действительно раскаявшийся грешник. Нашлись разбойники, которые решили, что и вериги-то у Никиты из золота, да и в его "столпе" наверняка что-то ценное припрятано. Логика у них была, как у Паниковского и Шуры Балаганова: если не из золота, то из чего тогда эти цепи? Как-то ночью они разломали "столп", ударили несчастного по голове, от чего он и умер. Затем похватали вериги и убежали прочь. Когда рассвело, поняли свою ошибку и побросали добычу в Трубеж. Плывущие по реке вериги потом увидел и выловил какой-то монах, и они стали одним из ценнейших артефактов Никитского монастыря.

Поскольку я помнила, что помимо монастырского колодца недалеко есть еще один колодец, выкопанный Никитой, мы решили идти к нему. Правда, это оказалось явно дальше обещанных указателем 300 метров, но оно того стоило.
Шли в окружении лугов, трава душистая, щебечут какие-то неизвестные нам, очень красивые птички. Вдалеке виднелось Плещеево озеро, а на небе собирались тучи, где-то явно шли дожди, и было понятно, что скоро и до нас докатится. Наконец-то увидели в низине часовню с постройками.





Когда дошли - тут и грянуло. В итоге мы переждали сильнейший ливень и даже перекусили в предбаннике мужской купальни - чистом и уютном (дверь в женскую купальню была закрыта). И оттуда любовались дождем, выглянувшим солнцем и мокрым лугом.



В сам колодец все же не полезли, только напились и умылись чистейшей водой. Место это очень красивое и приятное: новые деревянные постройки, цветочки посажены, на холм из низины ведет лестница. И там уже дорога, так что можно было вызвать такси, что мы и сделали.



Я была под сильным впечатлением от истории Никиты Столпника: он прожил две разные жизни и погиб тяжкой смертью, но при этом понятно, что речь об одной, цельной личности, о человеке, который впадал в крайности и не знал удержу, когда видел перед собой цель. Да и вообще, когда бродишь по местам, где совершались драматические события, острее чувствуешь прошедшие эпохи. А вечером пришла весть о страшном событии уже наших дней - об убийстве настоятеля Троицкого Данилова монастыря, где мы не были, но рядом с которым ездили и ходили. Эти не связанные между собой явления теперь навсегда соединились в моей памяти.