?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 July 2016 @ 12:34 am
Мои личные итоги сезона  
По ряду причин в театр я ходила реже, чем хотелось бы, и интересного видела не очень много. Но тем ценнее то, что увидеть все же удалось - потому что с этим потом долго жила, за отсутствием новых впечатлений. Потому буду писать достаточно подробно: сезон закрыт, да и лето на исходе...
Главным и самым сильным театральным впечатлением стал для меня "Князь" Константина Богомолова - вот уж пришло, откуда не ждали! Ясное и жестокое признание того, что общество пожирает собственных детей (в прямом и переносном смысле), что люди ради своего настоящего и прошлого бросают будущее в топку - просто потому, что в этом будущем не видят себя. По сути это и есть ответ на главный вопрос Достоевского: да, если Бога нет, то все позволено! Потому что по-другому человек не хочет. И чтобы хоть немного качнуть чашу весов в другую сторону, необходимы такие спектакли, такие удары зрителям по голове.
Странно, но когда-то я определила абсолютно разных творческих личностей Богомолова и Райкина на одну полочку, назвав их "миссионерами". Константин Райкин, другими средствами (можно сказать, противоположными) и даже вроде бы на другую тему поставил спектакль "Все оттенки голубого" про то же самое - про то, что даже собственные родители готовы принести своего ребенка в жертву - обществу, общепринятому мнению, собственному эгоизму... Это спектакли для разных зрительских аудиторий, но одинаково сильного воздействия. (Конечно, богомоловские и вообще "продвинутые" зрители на простые средства Сатирикона вряд ли поведутся - равно как для "наивных" зрителей "Князь" - это просто бред и жесть).
А я поняла, что очень не люблю театральный снобизм и верю, что все люди имеют право смотреть те театральные зрелища, которые им нравятся, которые им понятны. А снобизм и агрессия - это разве что за кофе с друзьями, если душа требует. Но не выносить в пространство.

С другими спектаклями проще. Богомоловские "Мушкетеры" пролетели мимо, оставив впечатление какой-то тягучей, уходящей в бесконечность многозначительности (отдельных талантливых моментов никто не отменял, равно как и Бибера-Табакова).
"Вальпургиева ночь" в Ленкоме неожиданно понравилась. Хотя странное чувство: в этом театре я привыкла видеть Богомолова и Миркурбанова, хоть на сцене, хоть в зале, но в комплекте. А тут - только Миркурбанов. И удачный режиссерский ход Захарова - избавить ерофеевские тексты от совка. Казалось бы, а что тогда останется? А остался сильный и точно сыгранный герой-интеллектуал.
Безусловная удача Сатирикона - спектакль Егора Перегудова "Человек из ресторана" по повести Ивана Шмелева, с Константином Райкиным в главной роли - подтверждение того, что необходимы разные спектакли: по театральному языку, по смыслам, по предпочтительному воздействию - на душу, на ум или на органы, особо реагирующие на красоту.
Видела два очень красивых эстетских спектакля - "Сказки Пушкина" в театре Наций и "Dreamworks* *Мечтасбывается" Виктора Рыжакова по пьесе Вырыпаева в МХТ. Второй у первого выиграл однозначно. Спектакль Уилсона зацепил только одной сценой - "Медведихой", остальное совершенно мимо меня (а значит, мимо моего Пушкина), а красивых картинок Уилсона я уже и раньше насмотрелась в сети. У Рыжакова-Вырыпаева есть что-то не до конца мною пойманное, очень интересное, что хотелось бы и повторить, и развить.
Неожиданная молодежная струя (я к молодым отношусь с предубеждением, что они еще мало знают, а значит, нового мне не скажут, потому смотрю молодежные спектакли редко). Однако... Максима Диденко и его команду к неопытным уже не отнесешь, у меня интерес к нему возник в прошлом году на "Конармии". В этом пришлось пропустить "Землю", однако видела три спектакля: "Шинель. Балет" и "Ленька Пантелеев" в Питере и "Идиот" в театре Наций. Уже поняла, что мне в его эстетике нравится, а что нет. "Шинель" и "Идиот" понравились безоговорочно, а "Ленька" - со скидкой на то, что это мюзикл (к этому жанру равнодушна). Здесь важны еще два новых сильных актера, после появления которых в театре (и на экране) жить стало интереснее - Илья Дель и Евгений Ткачук (первого по большей части видела на сцене, второго - на экране).
Собственно, из-за Деля пошла в МХТ на "Бунтарей" (первый спектакль-кабаре Молочникова не очень понравился) - и неожиданно срослось почти все, попадание полное. (А уже из-за Молочникова посмотрела кинофильм "Братья Ч" Михаила Угарова - и дополнительное открылось в "Чайке").
К гастролям Коляды в этот раз добавились спектакли ЦСД в ЦИМе и сам ЦИМ, в котором смотрела спектакли Ксении Зориной - это благодаря mosblog. Ему, кстати, обязана еще и чудесным вечером со сторителлингом в "Практике", а также первым походом в Театр.doc. А также - несколькими (и любимыми, и новыми) спектаклями Театра на Юго-Западе и первым спектаклем Писарева - "Дом, который построил Свифт". Из спектаклей ЦСД особо отмечу "В этом городе жил и родился".
Что касается Коляды, то премьерные "Ричард III" и "Кошка на раскаленной крыше" не перебили старого - но и старого я в этот раз посмотрела, сколько хотела, и все в радость. Гастроли Коляды однозначно помогают пережить тяжелую зиму.
А уже под конец - два спектакля ШДИ, куда я, к стыду своему, можно сказать, попала впервые (давний малоудачный для меня прогон "Фауста", откуда мы позорно бежали за 5 минут до антракта, можно не считать). "Рыбак и его душа" по Уайльду помогли понять взгляд на мир самого Уайльда, а "Игроки" порадовали тем, как заиграла гоголевская тема. В следующем году надеюсь и до Крымова дойти наконец-то.
Спектакли Игоря Яцко меня заинтриговали своей игровой природой, которая доставляет чисто зрительскую радость, но при этом глубоко не затрагивает (в моем случае).
Два других спектакля, вроде бы построенных по схожему принципу, но резко цепляющие за душу, - "Допрос" по Прилепину (шел в Доме Булгакова) и "Интимный дневник отличницы" по Вере Павловой - обе постановки Владимира Деля (что-то еще и в записи видела). Уже как-то начинаю разбираться в его театре - одновременно игровом, метафорическом, временами сентиментальном, с сильными героями, внутренне сложном и аскетичном внешне.
Еще из нового - "Шага" с Ренатой Литвиновой, "Васса" театра на Малой Бронной с сильной работой Екатерины Дуровой. И (удачный эксперимент над собой-зрителем) - "Филумена Мартурано" в Малом театре с блестящей Ириной Муравьевой. "1900" с Меньшиковым, ожидаемо проигравший "1900" с Трибунцевым. Очень хорошее впечатление произвел спектакль "За закрытыми дверями", который видела в Арт-кафе театра на Юго-Западе. А уже под конец сезона посмотрела симпатичный молодежный сатириконовский "Лекарь поневоле".
Я перечислила то, что видела впервые, и список получился приличный, хотя непосредственно премьер маловато, потому мне трудно объективно судить об итогах сезона. Тем более что главный герой не изменился. Именно его спектакли, идущие на разных сценах в Москве и Петербурге, доставляли больше всего эмоций и пищи для ума, тем более что в некоторые из них были внесены изменения. За его интервью я следила особенно внимательно. Была на двух "встречах" с ним, записывая и запоминая все, что можно. И на сцене тоже видела неоднократно. И моя главная благодарность за сезон все же ему - Юрию Бутусову!

 
 
 
Жанjeanix on July 28th, 2016 07:50 am (UTC)
Итоги сезона. Сон о Бутусове
С моими итогами сезона (опубликую чуть попозже) лишь полтора пересечения – «Dreamworks* *Мечтасбывается» и спектакль художника в «Вассе». Да, и ещё «Сказки Пушкина», но это из прошлого сезона, не из этого.
Богомолов с его перевертышами («Князь») и трешем («Мушкетёры») вызывает сейчас у меня лишь любопытство, не потрясение.
«Человек из ресторана» - оставляет несколько странное впечатление: поставленный современными средствами спектакль об архаичном, историческом герое.
После «Флейты-позвоночник» и «Конармии» Диденко я вывел для себя за скобки театра.
«Бунтари» слишком сумбурны и по форме и содержательно
Коляда-театр ещё на прошлогодних гастролях несколько утомил своим константным режиссёрским хороводным приёмом, вы этом году не пошёл хороводиться и «любить Коляду».
«Лекарь поневоле» - всего лишь пустячок, и ничего более.
Бутусов – со «Сном об осени» в СПб я разминулся, предполагаю, что на Маске его не будет, пересмотрел в этом сезоне «Бег», и в новом обязательно в третий раз пойду.
lotta20: мухаlotta20 on July 28th, 2016 12:09 pm (UTC)
Для меня "Человек из ресторана" не о герое, а об идее (хотя Райкин играет и идею тоже).
О Диденко у нас нестыковка полная. Я именно после Конармии захотела его еще и еще. Его "картины" в сочетании с музыкой Кушнира действуют на меня очень сильно, Идиот это подтвердил ( а там еще Дапкунайте и Ткачук).
Премьеру ЮБ тоже не видела. Нужна спец экспедиция.
Лев Семёркинlev_semerkin on July 29th, 2016 11:13 am (UTC)
непересечения
как будто в разных городах в театр ходили...
почти нет пересечений, почти ничего из упомянутого не видел

совпадения - "Человек из ресторана" и Коляда
пересечение - "Лекарь поневоле" (но не совпадение)

раньше видел "Леньку Пантелеева" (единственный Диденко, который мне понравился, наверное потому что там его только половина) и "Сказки Пушкина"
lotta20lotta20 on July 30th, 2016 01:03 pm (UTC)
Re: непересечения
Да, получается так) Но это был странный для меня сезон, выбирала точечно в удобное время.
Зато очевидно, что театральный мир разнообразен)) на все вкусы
Женяdreamer_jef on July 29th, 2016 05:14 pm (UTC)
"А снобизм и агрессия - это разве что за кофе с друзьями, если душа требует. Но не выносить в пространство."

Подумалось о том, как часто эти две эмоции встречаются в критических текстах...
lotta20lotta20 on July 30th, 2016 01:04 pm (UTC)
...причем некоторые считают, что это придает критическим текстам драматизм и энергетику. Читать же интереснее))