?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 October 2016 @ 06:33 pm
"Гадюка" реж. Виктория Печерникова, театр "Сфера" пресс-показ 8 октября 2016  
Рассказ Алексея Толстого вошел в мою жизнь в романтическую пору - в конце подросткового возраста, причем сначала я увидела фильм, а потом уж прочитала трагическую историю Ольги Зотовой (у которой был реальный прототип). Помню свое впечатление от сцены внешнего преображения героини, решившей вписаться в новую жизнь (по силе равное впечатлению от преображения Людмилы Прокофьевны из "Служебного романа"). Яркий момент - очень театральный и кинематографический.
В спектакле театра "Сфера" эта сцена не выглядит столь сногсшибательной, и тому есть причины. Талантливый рассказ Алексея Толстого все же соответствовал канонам соцреализма, здесь же история героини переосмыслена в духе современных представлений, и это новый режиссерский взгляд на довольно известное произведение. Ведь Ольга "меняет шкуру" дважды, и первому разу (когда она отрезает косу, чтобы вписаться в мир красноармейцев) уделяется не меньшее внимание. Оба раза совпадают с желанием героини найти себе место в новом мире и с началом любви, то есть с пробуждением в ней женщины.
Если в рассказе Ольга - героиня гражданской войны, которой не удалось приспособиться к мирной нэпманской жизни, то в спектакле речь скорее идет о "жертве страшных лет России". Актриса Нелли Шмелева хорошо передает внутреннюю неуверенность Ольги, постоянное смятение чувств и внешнюю "замороженность", связанную с необходимостью скрывать свою женскую энергию. Судьба женщины изуродована с самого начала, ее душе нанесена страшная травма, которую невозможно излечить.
Даже воспоминания о светлых гимназических годах Ольги осквернены "танцем" с Валькой - будущим ее главным врагом. С этого, собственно, и начинается ее непрекращающийся танец со смертью.
И самая страшная сцена (нападение на дом Зотовых, убийство членов семьи) решена пластически.
Изломанное тело восстановится, изломанная душа - нет.


фото: Сергей Щенников

Так же условно и по большей части пластически показаны сцены гражданской войны. Эпизод с убийством Вальки не имеет той юмористической окраски, которая свойственна первоисточнику (бойцы потешаются над тем, как баба убила двоих, и просят повторять и повторять рассказ). В спектакле делается упор на состояние героини, столкнувшейся один на один с врагом, сыгравшим роковую роль в ее судьбе.
Спектакль в целом решен в стиле кабаре. Наверху располагается небольшой оркестр. Несколько главных музыкальных тем иллюстрируют различные эпохи жизни героини, но есть и отдельные яркие номера с песнями и танцами. Основное действие происходит внизу на сцене (зрительный зал амфитеатром располагается вокруг нее), но используются и боковые проходы, и площадки над рядами, и проходы по залу. Понятно, что вовлеченность зрителей в процесс оказывается очень сильной, потому что с любой точки часть зала становится фоном для происходящего на сцене, так что невольно следишь за реакцией публики.
Второе действие идет в традиционном "нэпмановском" стиле (и персонажи соответствуют), потому первое мне показалось более важным: в нем сфокусировано внимание на героине, а именно трактовка ее образа и взгляд на ее судьбу, несколько противоречащий привычному представлению (рассказ Толстого довольно известен) - и есть самое интересное в спектакле, его главное достоинство.

Страница спектакля на сайте театра http://www.spheratheatre.ru/performance/gadyuka
https://www.facebook.com/spheratheatre/
За приглашение спасибо театру, mosblog и лично pamsik
 
 
 
Натальяpamsik on October 10th, 2016 11:21 am (UTC)
Если в учебниках школьных до сих пор преступный переворот 18-го года называют ВОСР, то, наверное, нужно доносить до сознания людей этот факт посредством языка художественного...
lotta20: мухаlotta20 on October 10th, 2016 11:46 am (UTC)
Спектакль так зацепил, что почти сразу же перечитала рассказ. Вроде бы там все есть, то есть режиссер в конфликт с автором не вступает, но акценты расставлены по-другому. И особенно дикими теперь представляются оправдания Толстого: типа героиня неидеальна, она недостаточно "перековалась". И "суды" читателей над Ольгой.
Однако это говорит о том, что он попал в болевую точку, хотя пытался завуалировать или упростить главный смысл.
Режиссер и актриса главную линию провели очень точно!

Edited at 2016-10-10 11:47 am (UTC)
Натальяpamsik on October 10th, 2016 01:26 pm (UTC)
Я этот рассказа наизусть помню. Читала его много раз. Правда, это было так давно, что, наверное, надо бы перечесть для того, чтобы просто понять что воспринимаешь сейчас уже не так как раньше.
Про оправдания Толстого вообще слышу в первый раз. Он оправдывался? Наверное, в то время, иного выхода не было, надо было находить какие-то определённые устраивающие власть аргументы, чтобы поступок Ольги Зотовой трактовать идеологически правильно.
lotta20lotta20 on October 10th, 2016 01:31 pm (UTC)
Трактовать идеологически правильно у него не вышло. Потому пришлось выкручиваться, чтобы не получилось клеветы на светлый образ героини гражданской войны. Он и говорил, что не ставил целью создавать идеал, что Ольга недостаточно "перековалась", то есть не избавилась от своего, видимо, мелкобуржуазного, прошлого и не смогла подняться над мелкими личными обидами, что и привело к трагедии. Читать это сейчас, представляя себе реальную историю и судьбу женщины на войне - брррр!
Натальяpamsik on October 10th, 2016 01:34 pm (UTC)
Господи, сколько же мы этого идеологического мусора носили в головах... "недостаточно перековалась"... "мелкобуржуазные обиды"...
Я сама вот очень хочу сходить на "Гадюку", расстраивалась, что не получилось посетить пресс-показ. )
lotta20lotta20 on October 10th, 2016 01:53 pm (UTC)
Сходите обязательно! Спектакль интересен именно тем, как в нем переработан исходный материал. "Нэпманская часть" сильно уступает остальному - из-за комических персонажей и песенок трагедия перекрывается. Актрисе трудно противостоять кабареточному настрою зрителей. Но возможно, со временем и эта часть сложится, как надо.
LiveJournal: pingback_botlivejournal on October 10th, 2016 11:31 am (UTC)
"Гадюка"; реж. Виктория Печерникова, театр "Сфера"; пресс
Пользователь pamsik сослался на вашу запись в своей записи «"Гадюка"; реж. Виктория Печерникова, театр "Сфера"; пресс-показ 8 октября 2016» в контексте: [...] в "Гадюка" реж. Виктория Печерникова, театр "Сфера" пресс-показ 8 октября 2016 [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on October 12th, 2016 09:01 am (UTC)
Премьера спектакля «Гадюка» в Театре «Сфера» - отчеты
Пользователь pamsik сослался на вашу запись в своей записи «Премьера спектакля «Гадюка» в Театре «Сфера» - отчеты блогеров» в контексте: [...] "Гадюка" реж. Виктория Печерникова, театр "Сфера" пресс-показ 8 октября 2016 [...]