?

Log in

No account? Create an account
 
 
27 January 2017 @ 07:06 pm
"Ричард III" Коляда-театр (дубль два), 26 января 2017  
В прошлом году "Ричард III" был премьерным, и он пошел у меня комом. Не думала, что вернусь к нему, но спустя какое-то время поняла, что хочу: что-то прояснить для себя, прочувствовать до конца. Важным оказалось и то, что Ричард - очень сильная роль Олега Ягодина, хотя он бьет в ней в одну точку. Впрочем, и весь спектакль бьет в одну точку, которая определяется так: власть - основной инстинкт, стремление к власти основано на физиологии, в нем нет ничего духовного, потому побеждает альфа-самец. После фактического оправдания тирана (тиранство здесь под вопросом) в "Борисе Годунове" эта простая мысль мне кажется важной, хотя захватывает лишь небольшую часть смыслов многослойной шекспировской пьесы. Расширение смысла происходит в финале и тоже благодаря Ягодину, которого режиссер в очередной раз раздел. Снова сильно работает контраст между суетой и грязью всей жизни героя (главная метафора - помойка, он - повелитель помойки, как определил мой знакомый) и той чистотой, тем светом, проявить который можно лишь смертью и предсмертным преображением. Мы потом вспоминали самого яркого театрального "тирана" - Дункана в спектакле Бутусова "Макбетт", "преображение" которого во многом определялось актерскими возможностями Дениса Суханова: сброшенная "шкура", струи воды, предсмертный танец. Вспомнился, конечно, и бутусовский "Ричард" с Райкиным, но больше потому, что шекспировский текст, хоть и в другом переводе, вызвал у меня сильное ностальгическое чувство к ушедшему спектаклю.
Претензии к колядовскому у меня остались те же, я о них писала http://lotta20.livejournal.com/339842.html
Пафосная музыкальная тема (к счастью, одна из тем) и разноцветные блескучие костюмы оставляют впечатление неряшливости формы, а это жалко, потому что на линию Ричарда работает множество мелочей. Только со второго раза, например, мне удалось увидеть, что "двор" одет в сапоги с рогатками за голенищами. Такие важные детали забиваются пестротой костюмов. А пафосная попсовая музыка воспринимается безо всякой иронии, на серьезе, что тоже неуместно.
При всем том спектакль сильный, роль Ягодина - замечательная, и практически все средства работают на заданную режиссером тему. И Алиса Кравцова, новая леди Анна, удачно попадает в образ. И придворные-коршуны (больше похожие на помоечных чаек) тоже все делают, как надо.
Предсмертные преображения "тиранов" (Олег Ягодин и Денис Суханов).