?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 March 2017 @ 08:47 pm
"Мастер и Маргарита" реж. Сергей Женовач, СТИ, Премьера, 10 марта 2017  
Что делает знаменитый роман Булгакова востребованным театральными площадками вот уже много лет? Все просто: он сценичен, драматургичен, по-хорошему театрален: с яркими эпизодами, заостренными характерами, иронией, "чертовщиной" и романтикой. В нем есть все, что так любят зрители и актеры.
И от этого всего Сергей Женовач освобождает свою постановку. Клиника профессора Стравинского (не композитора), в которой происходит действие, не дает возможности разглядеть в спектакле то, к чему мы привыкли. Экзистенциальные страдания Пилата и Левия низведены в ноль тем, что эти персонажи - настоящие сумасшедшие, мало ли что им привидится, мало ли что привело их к такому плачевному положению. С Иешуа - еще хуже, он даже не страдает и городит булгаковский текст непонятно зачем. Какую-то связь с реальностью поддерживают Мастер и Иван Бездомный, но трудно доверять тем, кого "вырядили в сумасшедшие", так уж мы устроены. Свита Воланда - санитары, карательная психиатрия в действии, критики латунские, возможно, существуют лишь воображении Мастера. Маргарита, как и положено любящей женщине, до конца отказывается верить в безнадежную болезнь избранника: сначала она находится вне психиатрического пространства (интересная сценография Александра Боровского), на балконе, в обычной одежде (Евгения Громова здесь внешне сильно напоминает Елену Сергеевну Булгакову), но потом и ее засасывает безумие - и вот она уже вместе с "санитарами", замотанная в простыню.

Подзаголовок спектакля - "шизофрения в 2-х частях", и это его главный смысл. Мысль выражается настолько последовательно и четко, что объемные описания происходящего в Ершлаиме и "покоя", уготованного героям, кажутся лишними. Слушать их без скуки в конце долгого спектакля могут лишь те, кто плохо знает текст. "Психиатрическая" метафора раскрывается довольно быстро, и дальше интерес практически насильно поддерживается юмористическими репризами.
Но есть все же важный момент - предсказуемо связанный с Воландом. Алексей Вертков непостижимым образом превращается в известный всем, уходящий в прошлое типаж - сухаря-профессора, которому можно дать хоть 60 лет, хоть 300, хоть 3 тысячи. Он является в клинику с апельсинами в авоське - то ли наблюдатель, то ли творец происходящего, заселивший театральное пространство своими персонажами. Отстраненный, не особо сочувствующий страданиям "больных", как и положено Воланду, но в то же время заинтересованный тем, что видит. Или тем, что хочет рассказать.
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on March 11th, 2017 08:51 pm (UTC)
два момента
два момента понял
1) скучно
2) Воланд это Булгаков

1-е ожидаемо (Женовач всегда "скучен", такова уж его театральная природа), но со временем спектакль подтянется и станет более смотрибельным

2-е круто, такого решения я никак не ожидал, и ведь это сразу снимает кучу вопросов со стороны веры, ереси, проклятья и т.п.

Edited at 2017-03-11 08:52 pm (UTC)
lotta20lotta20 on March 11th, 2017 10:25 pm (UTC)
Re: два момента
Мне не кажется, что роман сохраняет значительность при утрате "театральности", от него практически ничего не остается. Женовач в этом смысле сочинил свое - где Воланд соединился с Булгаковым (благодаря наличию в труппе Верткова). Остальное вылетело в трубу. "Психиатрическая" метафора интересна, но на 3 с половиной часа ее не хватает.
Лев Семёркинlev_semerkin on March 12th, 2017 01:26 pm (UTC)
Re: при утрате "театральности"
не понял про "утрату театральности"
ход с Булгаков-Воланд как раз и превращает все в игру, снимает тяжесть "нового евангелия", обращения к дьяволу и т.п. сУрьезное

схожу проверю (я специально не стал брать билет на первые дни, пусть устаканится немного :)
lotta20lotta20 on March 12th, 2017 02:14 pm (UTC)
Re: при утрате "театральности"
Я про внешнюю театральность, про "красоту", которой у Булгакова много, и это сильная сторона романа (на мой взгляд, единственная сильная). Поместив происходящее в реалии психушки, Женовач избавился от красочности, яркости, фантасмагории. Воланд-автор и выглядит, как профессор или писатель, это интересно, и это - Вертков, который всегда что-то свое играет. И я, конечно, рада, что он - не "мессир", то есть не роковой мущщина, как бывает чаще всего с Воландами. Но вам скорее всего понравится и главное решение (если Москва-Петушки понравились).
Лев Семёркинlev_semerkin on March 12th, 2017 07:54 pm (UTC)
Re: про "красоту"
теперь понял
:)
и согласен
роман очень красочный, много разного вкусного, контрастного (сатирического, фантастического, лирического, философского)
Женовач явно пошел по пути минимализма, самоограничения и всей этой пестротой не заинтересовался

а я, когда это впервые появилось у них в планах, ожидал прямо противовоположного - дотошной постановки в два или в три вчера методом прямого переноса прозы на сцену минуя инсценировку, с попыткой передать всю многослойность, архитектуру


судя по первым отзывам, что я читал/слышал (ваш - единственный неположительный), постановка имеет успех
в том числе и потому, что не соревнуется с другими постановками
:)
lotta20: мухаlotta20 on March 12th, 2017 08:06 pm (UTC)
Произведение культовое)) но я его не очень люблю. А в обескровленном виде показалось совсем неинтересным.
Жанjeanix on March 12th, 2017 06:23 am (UTC)
рано
takasa: Питер-Питерtakasa on March 12th, 2017 09:55 am (UTC)
Я всегда ценила в Женоваче именно камерность... неторопливость... и вдумчивость... )
lotta20lotta20 on March 12th, 2017 12:22 pm (UTC)
Да я тоже. Потому мне кажутся неудачами и Москва-Петушки, и МиМ. При отсутствии фантасмагории исходного материала в спектакле - получается унылый реализм.
takasa: Утро с русалочкойtakasa on March 12th, 2017 12:53 pm (UTC)
Реализм - мой любимый жанр после символизма )))
С Булгаковым сложно, конечно... Где взять реализм, если его там нет?! )
Лев Семёркинlev_semerkin on March 12th, 2017 01:27 pm (UTC)
Re: Москва-Петушки
а я как раз "М-П" считаю большой удачей, потому и надеюсь на "МиМ"
:)
Графиня Калиостроbreta on March 13th, 2017 06:00 am (UTC)
В стенах СТИ не представляю МиМ, которое для меня все-таки масштабно и волнообразно. СТИ же очень камерно да и Женовач ставит "ровные" спектакли...
Хотя 3,5 часа длиновато-да.
lotta20lotta20 on March 13th, 2017 08:06 am (UTC)
Это неожиданный спектакль, потому и интересен. Хотя моего интереса хватило ненадолго.