?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 April 2017 @ 05:34 pm
"Пастернак. Сестра моя - жизнь", реж. Максим Диденко, Гоголь-Центр  
С одной стороны, в спектакле делается упор на визуальные образы, с другой - на музыкальный ритм, рождающийся из ритма стихов, но не всегда с ним совпадающий. Звуковой ряд, медитативный, многослойный, соединяет все элементы действия в единый поток - поток жизни (композитор - постоянно работающий с Диденко Иван Кушнир). То есть речь идет не о простой "поэтической композиции", хотя стихи в спектакле звучат, и их довольно много. Их читают Вениамин Смехов и Светлана Брагарник - сильные, значительные актеры, в то время как на долю молодежи ГЦ выпали в основном пластика и пение, что очень удачно, на мой взгляд. Молодые актеры Серебренникова технически хорошо подготовлены, очень выразительны и задачи, поставленные режиссером, выполняют прекрасно. Но уж очень они веселые-находчивые, глубины и силы пока не наработали.
Сценография (художник - Галя Солодовникова) заставила вспомнить "Леньку Пантелеева" - симметричный конструктивизм, корабельная тема. Только там был романтизм революции, "белый пароход", а здесь - глухая стена корабельных доков, с иллюминаторами и раздвигающимися воротами. На стене - выступы, позволяющие лазить по ней (Ленька тоже лазил). Еще по центру - шест-пилон для акробатических упражнений, он же ярмарочный шест с колесом наверху (туда по команде "ап-ап" вынуждают забираться "скомороха" Пастернака), он же - кремлевская башня со звездой и, конечно, позорный столб.

В заголовке спектакля название поэтического цикла "Сестра моя - жизнь", и именно тема жизни является здесь главной. Она развивается в трех пересекающихся плоскостях.
Во-первых, жизнь - это самое ценное, что у нас есть, то, что могут отнять. Страшную, отнимающую силу олицетворяет прежде всего... "Сталин" - усатый, красивый (вчера играл Риналь Мухаметов), в белом кителе и мягких сапогах, с венком на голове ("чудесный грузин", по выражению Ленина, Гамлет - по версии Диденко). Это обаяние силы и власти испытали на себе многие художники. Если Воланд у Булгакова в итоге воспринимается каким-то роковым мущщиной, то здесь Сталин - солнцеликий и, можно сказать, родной. И знаменитое стихотворение "Гамлет" в этой версии вполне могло быть о нем. Хотя страха никто не отменял, как и иронии.
Иронии действительно много в этом спектакле - по стихам серьезного и неулыбчивого поэта, в том числе, в той его части, где речь идет о "жизни" как о будничном ходе вещей, о быте, семье, отношениях. Очень смешная сцена - с домашним чаепитием, которое происходит на плечах отца семейства (респект актерам и мальчику Никите Щетинину, который не только чудесно поет, но и является полноправным участником действия).
И наконец, жизнь - это все, что нас окружает, и мы сами, наш внешний и внутренний мир. Пастернак очень тонко чувствовал природу, все ее движения, смену погоды, времен года, возрастов человека. Его природа не дикая, не самодостаточная, она окультурена и как бы пропущена через воображение хорошо образованного и много повидавшего человека. Иногда она - дачная, но редко, и все же не так, как в фильмах Никиты Михалкова. Мне очень нравится та визуализация поэтических образов, которую делает Диденко. И эти девушки в кисейных платьях и шляпках - лесные нимфы (по программке - Весна-Лето-Осень), и мифологические существа из бессознательного - с головами барана и кабана (по программке - госслужащие), и палки-колосья, и мелкие детали вроде белки на плече Сталина. И вся звуковая палитра, и свет, и видеопроекции. Мне не особо понравился "Хармс" (поставленный, кстати, тоже в ГЦ), но впечаление от всех остальных спектаклей Диденко - сродни катарсису. Это какой-то "поэтический театр", очень красивый и эмоционально заряженный.