?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 June 2017 @ 12:40 pm
"Андромаха", реж. Лейсан Файзуллина, Электротеатр Станиславский, премьера  
Спектакль идет в малом зале. Я вообще впервые попала в Электротеатр, по впечатлению похоже на ШДИ, что логично: и худрук, и часть актеров имеют к ШДИ какое-то отношение, да и вообще авангардная организация пространства фойе и зала - примета времени.
Спектакль мне понравился: постановка использует возможности "электротеатра", но в то же время вполне соответствует выбранному материалу - трагедии Жана Расина. Мало того: она соответствует не только пьесе, но и нашим представлениям об античных сюжетах, героях, о мифологии Древней Греции - то есть материалу, который использует сам Расин. То есть, с одной стороны - визуальные и аудио образы, восходящие к античности, с другой - внутренняя борьба, конфликт между долгом и чувством, любовь и страсть.
Когда зрители рассаживаются по местам, в глубине сцены, в проеме, высвечивается фигура гончара (это и есть царь Пирр). Он мнет глину, делает из нее горшок, сминает его в бесформенную массу, снова делает... Это эпическое занятие, как и поскрипывание гончарного круга, задает тон и ритм происходящему, а также метафорически выражает то, что творится в душе у героя, внешне абсолютно бесстрастного. Потом появляется хор - две девушки, на которых возложена основная часть звукового сопровождения, саунд спектакля - сложный, от эмоциональной хрипоты и странных возгласов до "космического", почти инопланетного звучания.
И в первом действии много "космического". На полу сцены (покрытой каким-то мелким гравием) в темноте высвечивается проекция звездного неба (если мне это не показалось). Потом граблями по полу выводятся круги, лабиринты, полосы, вызывающие ассоциации с античностью, как минимум, с узорами колонн.

Второе действие - земное, в прямом смысле. Фигуры героев, в разных позах, наполовину ушли под землю, как древние статуи, мы видим почти что картину археологических раскопок. Если вначале от темноты и размеренных стихов немного клонило в сон, то здесь уже сон как рукой снимает, несмотря на статичность поз. Правда, эта статичность компенсируется видеоинсталляцией, на которой оживают статуи, извиваются ветви и трава, а потом весь этот мир переходит в бессознательное.
Очень хорошо, просто идеально произносится текст Расина - без пафоса, с отстраненностью и внутренним трагизмом. Актеры не навязывают нам своих героев, а рассказывают их историю - как что-то лично важное для них самих. Особенно понравились две актрисы-героини: Вера Кузнецова (Андромаха) и Анна Кузминская (Гермиона).
(Из-за особенностей сценографии "поклоны" получились нестандартными и очень прикольными - с перекидыванием цветов от актера к актеру вглубь сцены.)