?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 September 2017 @ 10:24 pm
"Маленькие трагедии" реж. Кирилл Серебренников, Гоголь-Центр, Премьера, 15.09.2017  
Они говорили, что спектакль сложился еще в мае, потому довести его до конца и выпустить премьеру при арестованном режиссере, не имеющем доступа к работе - это реально. Да! "Маленькие трагедии" - полноценный, законченный, сильный спектакль. Честно говоря, я такого уровня не ожидала, но в то же время не продавала билет (были желающие купить). Хотела посмотреть, что получилось - не с целью поддержки временно осиротевшего театра, а просто было любопытно увидеть хотя бы наметки, понять вектор, режиссерский взгляд на Пушкина, так как главной мотивацией идти и смотреть был именно материал.
В итоге - сильное, глубокое и сложное впечатление, такое, что, пожалуй, надо еще идти. Чтобы не поддаваться нервозной и пафосной обстановке, без которой не обошлась бы премьера, приехала почти к началу - и смотрела именно спектакль, довольно быстро забыв о сопутствующих обстоятельствах.

Компоновка сцен немного напомнила "Кому на Руси жить хорошо", действие развивается по главам. Логика понятная, прямая, но о линейности речи нет: довольно разнородные (у Пушкина) драматические произведения органично объединены в одно. Прежде всего текстом, подающимся в единой стилистике - актерами и титрами на экране. А еще сквозными героями, точнее, сквозными актерами, играющими в разных главах.
Тема задается сразу, первая сцена - Пролог, "Пророк". С "шестикрылым" Серафимом будущий Пророк (Филипп Авдеев) встречается в буфете Курского вокзала, что для ГЦ логично. И с ним в буквальном смысле происходит то, о чем говорится в стихотворении. Дар "жечь" он получает путем немыслимых мучений, в которых мало высокого, больше - вокзального, стихам предстоит расти из сора. И дальше на сцену выходит рэпер Хаски, его музыкальные номера служат удачными перебивками между главами - противоречий никаких.
Дальше - "Моцарт и Сальери", снова Филипп Авдеев (уже Моцарт) и Никита Кукушкин (Сальери). Эти две сцены очень хороши, дальше иногда будет возникать бестолковщина (впрочем, как и в "Кому на Руси...") чередование удачного и не очень. Безусловно удачно - использование стихотворений Пушкина, не входящих в "трагедии", в том числе "срамных"- в исполнении охальника Кукушкина, и юношеских - в исполнении Майи Ивашкевич (вот ведь: старческие ходунки, налепленные бакенбарды, а как хорошо!)
Возможно, здесь как раз сказалось отсутствие "руки мастера" на последнем этапе работы, но не особенно убедил "Скупой рыцарь", показался сумбурным; сцена "Из "Фауста", в общем-то, понятна, но не доведена до конца, Мефистофеля не хватило - пусть даже того, каким он здесь представлен. С "Каменным гостем" у меня самой проблема в восприятии: на месте Семена Штейнберга все время мерещился Один Байрон, и его отсутствие разочаровывало. Однако теперь уже не хочется, чтобы что-то менялось, улучшалось, пусть остается как есть. Тем более что мощный финал компенсировал все.
"Пир во время чумы" происходит то ли в больнице, то ли в доме престарелых. "Чума", однако, есть, и все борются с ней, как могут. Серебренников прекрасно использует возможности старого состава актеров (здесь - актрис), конечно, тех, с кем нашел общий язык. Светлана Брагарник, Ольга Науменко, Майя Ивашкевич свободно и ярко существуют в предложенных кафкианских обстоятельствах. Руководит ими Председатель - Алексей Агранович (с большой радостью снова увидела его на сцене). "Гимн чуме" в его исполнении становится гимном человеческой стойкости.
В отличие от "Кому на Руси..." (меня почему-то все время тянет сравнивать эти два спектакля), в "Трагедиях" есть несколько сильных актерских работ (в "Руси" рядом с Добровольской, появившейся в последнем действии, остальные казались мальчишками и щенками). Филипп Авдеев, Алексей Агранович, Вика Исакова и Никита Кукушкин произвели сильное впечатление. Исакова и произнесла роковую фразу из "Пира", от которой грохнул зал: "Матильды чистый дух тебя зовет". Произнесла легко и естественно - как и надо для эффекта. А вообще при всей актуальности спектакля никто эту актуальность зрителям в нос не совал, никакой демонстративности, все очень взвешенно.
Понятно, что этого к делу не пришьешь, но сам факт премьеры такого уровня, прекрасной работы и актеров, и служб говорит в защиту худрука, которому действительно удалось создать в Москве новое "место силы", культурный центр, и учат здесь только хорошему - ну ей Богу!
А это - "рука мастера", маленькое видеообращение к зрителям на поклонах.







PS Теперь, если идти к театру через длинный вокзальный подземный переход, не увидишь указателя "К Гоголь-Центру", вместо него - "К театру Сопричастность".
 
 
 
leto777leto777 on September 16th, 2017 10:11 pm (UTC)
А зачем нужны срамные стихи Пушкина в этом спектакле?
lotta20: мухаlotta20 on September 16th, 2017 10:24 pm (UTC)
Это литературное хулиганство Пушкина, помогающее раскрыть тему, они встроены в художественную ткань спектакля. Не очень-то они и срамные на самом деле, у Пушкина есть куда жестче.
leto777leto777 on September 17th, 2017 09:14 am (UTC)
ясно.
Вообще я против пошлости на сцене, наш НЭТ одно время этим грешил - чтобы зрителям понравиться.
lotta20lotta20 on September 17th, 2017 09:19 am (UTC)
Здесь это не пошлость, скорее треш) Описать трудно, надо смотреть. Другое дело, что вкусы разные, может и не понравиться. Ведь и у Пушкина далеко не все может нравиться всем.