?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 September 2017 @ 04:25 pm
"Чапаев и Пустота" реж. Максим Диденко, театр Практика, 22 сентября 2017  
Я настолько была уверена в связке Диденко-Пелевин, что не удосужилась узнать подробности о спектакле. И было там для меня два сюрприза: во-первых, идет он три с половиной часа, с двумя антрактами (при начале в 20.00), во-вторых, бОльшая часть исполнителей - брусникинцы, для которых Диденко уже ставил "Конармию" и "Второе виденье". Оба сюрприза - приятные: если спектакль "пошел", то пусть уж идет подольше; а поющие и танцующие под музыку Ивана Кушнира брусникинцы мне очень нравятся. К тому же из "старших" в спектакле играют Алексей Розин (Огарев - в "Береге Утопии" РАМТ, герой в "Нелюбви" Звягинцева) и Илья Барабанов. Здесь они соответственно Психиатр и Чапаев.

Поскольку я далека от всякого дзен-будизма, воспринимала спектакль в понятных мне реалиях.
Все происходит в замкнутом пространстве - комнате психиатрической больницы с мягкими звукоизолирующими стенами, так что одновременно она напоминает и звукостудию. Первое действие - красное, революционное, драйвовое, рок-опера с участием множества "личностей" Петра. Музыка Кушнира после стольких увиденных спектаклей кажется однообразной, но меня захватывает, погружает, так что однообразие не в упрек. Костюмы - фриковые, с любимой Диденко военной темой - у Чапаева и Петра. В принципе понятные, но снежно-белый (вплоть до аксельбантов) костюм Петра понравился очень. Сценография и костюмы - Гали Солодовниковой: многозначность, ассоциативная связь с живописью авангарда. На время антрактов зрителей просят покинуть зал: меняют декорации.
Второе действие - желтое, китайское, неторопливое, "грибной" трип со звуками природы: разговоры, философия, поиски "вечного кайфа" - с точным указанием на время: 90-е годы с их разборками. Три мудреца - это два пацана и наставник, которого они "крышуют". Костюмы опять же многозначные (монахи, грибы, пацаны в олимпийках).

Третье действие - синее, морское (точнее, речное, здесь же река Урал). Звуки набегающих волн и многократный повтор песни ("Ом, то не вечер, то не вечер...") - мантра. Ни драйва, ни внешней активности, ни разговоров - постепенное погружение. Погружение - внутрь себя, все звуки природы - обманка, пространство лишь имитирует внешний мир. Полосатые "купальники" напоминают тюремную одежду (когда актеры движутся по кругу). Объединяющий все три действия персонаж - белая маска, которую надевают разные исполнители. Уход (или побег) Петра Пустоты из сумасшедшего дома сопровождается исходом зрителей в фойе, где они видят героя уже на экранах.
Несмотря на вставки-"лекции", на монологи и диалоги, Диденко делает упор на визуальное и звуковое, ищет театральный эквивалент пелевинскому роману (тем частям, которые вошли в инсценировку). Меня как зрителя этот спектакль к просветлению не привел (в отличие от "Пастернака", да и некоторых других): он интеллектуальный, требует в бОльшей степени работы ума, нежели воображения.