?

Log in

No account? Create an account
 
 
26 September 2017 @ 08:10 pm
"Иван и Черт" театр Мастерская, С-Пб, реж. А. Горбатый-мл., гастроли в ТЦ на Страстном  
Молодежная постановка по фрагменту "Братьев Карамазовых", про которую нельзя сказать, что типа "не доросли еще". Как раз доросли - до того уровня восприятия и понимания Достоевского, который рассчитан на молодых людей. Здесь берется лишь одна линия, причем и в романе она воспринимается довольно весело, несмотря на весь ужас положения Ивана Карамазова. Уровней и слоев у Достоевского много - и этот точно есть. Актеры Мастерской играют своих ровесников.
Это "легкий" Достоевский. Водевильная подача материала - с помощью веселого оркестрика. "Cолист" (Андрей Дидик, он же автор музыки) произносит текст, вскрывая в нем легкость, свободу, комическую парадоксальность - все то, благодаря чему я с юных лет читала Достоевского запоем, не понимая, почему для многих его язык и образы кажутся тяжелыми.

Вторая причина "легкости" - как ни странно, в прямом следовании автору, без особых режиссерских "фантазий": Черт (Антон Момот)- практически таков, каким его описывает Достоевский, прототип всех будущих Коровьевых (а не Воландов, как в других интерпретациях).
Когда-то Черта (и Смердякова) роскошно играл Геннадий Бортников, сейчас тоже роскошно - Игорь Миркурбанов (и Федора Палыча). То есть разговор Ивана и Черта обычно нагружается дополнительным сложным смыслом за счет "двойников". Спектакль Мастерской выражает другую, более понятную тему: Черт - двойник самого Ивана, точнее, часть его натуры, его "половина" (разные "половинки" реквизита обыгрываются в спектакле). Та самая часть - жизнелюбивая, с изощренным умом, способная выкручивать и поворачивать реальность так, как это в данный момент выгодно.
Дмитрий Житков, играет Ивана не утонченным неврастеником, а молодым брутальным студентом, с чувством собственного достоинства, крепко стоящим на ногах. И понятно, что вертлявый, кривляющийся, подловатый "двойник" действительно должен оскорблять эстетическое чувство героя.
Спектакль лихо поставлен и лихо играется, в нем есть некая "хлестаковщина" (Хлестакова там упоминают). И больше всего подходит, конечно, для молодежной зрительской аудитории.