?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 December 2017 @ 07:55 pm
"Бунтари" реж. Александр Молочников, МХТ, 10 декабря 2017  
Смешно, конечно, но есть повод сказать:"А ведь не отпускает тебя Молочников!" Я снова посмотрела "Бунтарей".
Повод все же другой: приехала подруга из Америки, а с Бутусовым у нее перебор, хотелось разнообразия - по возможности драйвого и не слишком долгого спектакля. Но по правде говоря, доразобраться с Молочниковым мне тоже хотелось: я все еще в шоке от "Светлого пути" - от его вторичности (по форме) и реакционности (по содержанию). И мне было интересно ее мнение о "Бунтарях". Оно совпало с моим: это действительно очень хороший спектакль, эмоциональный, захватывающий, сложный по смыслу... хотя уже в нем было много того неприятного, что потом пышным цветом расцвело в "1917".
Понятно, что и народники, и декабристы, и даже Пушкин выглядят дураками - но в большей степени они - дети. Которые чувствуют, что мир устроен неправильно, и просто не могут изо дня в день распевать в саду свою "бричмуллу", они должны что-то делать. И даже Нечаевым при всем его цинизме движет не только примитивный расчет и желание личной власти, в нем есть сильное иррациональное начало - в отличие от Ленина-Троцкого-Крупской из "1917", которые просто неинтересны. В общем, победа "бричмуллы" над "роком", хоть и видится закономерной, воспринимается с горечью.
С народом тоже не все так просто, как в "1917". Если в "большом" спектакле Молочников прямо говорит: не подходи к "простым людям", тебя изобьют, изнасилуют, убьют и съедят (точнее, скушают) - то в "Бунтарях"... просто изобьют. А это уже оправданный риск (вдруг на этот раз получится?)
Но самое интересное, что в "1917" именно "бричмулла" становится пределом мечтаний для влюбленных героев("люблю тебя - и больше ничего!"), и не вполне ясно, понимает ли это режиссер. Здесь он тоже не первый: у "бричмуллы" есть двойники разной степени пошлости ("кремовые шторы" Булгакова, "надо возделывать свой сад" Вольтера, "варить варенье" Розанова...). Но "бричмулла", пожалуй, их превосходит - потому что будущее Макара и Веры, столь ими желаемое, уже было показано в предыдущем спектакле.