?

Log in

No account? Create an account
 
 
25 January 2018 @ 04:17 am
"Я не такая, я жду трамвая". "Трамвай Желание" Коляда-театр, 24 января 2018  
Смотрела спектакль аж в 2013 году, и уже заранее понимала, что теперь он будет другим.
Главная причина - составы, вторая причина - прошедшее время. Бланш-Ермолова и Стенли-Ягодин были фигурами одного уровня, мне даже показалось тогда, что они равны и по перенесенной психологической травме. Бланш было суждено испытать потрясение в личной жизни, Стенли - на войне. Он и вел себя, как молодой солдат, который может умереть в любой день, который к жене относится, как к случайной подруге (и как к случайному счастью), и дорожит грубыми армейскими радостями в минуты передышки. Крупная роскошная Ермолова обладала внутренней силой, свойственной ей как актрисе, а в Ягодине той поры сохранялись остатки мальчишеской хрупкости... В общем, это было серьезное противостояние.
Василина Маковцева по сути снова играет Раневскую - так же зависящую от доброты первого встречного, вот только с этими встречными ей не повезло. Тонкая, изящная, слабая - она не может быть достойным соперником Стенли, который за прошедшие годы заматерел и стал еще более самоуверенным альфа-самцом. Главное впечатление от спектакля - отвращение к "мачизму", полное неприятие этого качества, когда оно определяет семейную жизнь, способ делать дела, общаться с людьми... Неприятие домашнего насилия и вообще "скреп", основанных на принципе альфа-самцовости.

В новой системе персонажей важную роль играет Стелла. Хоть убей, не помню актрису, которая была Стеллой 5 лет назад. Не исключаю даже, что и тогда была Ирина Плесняева. Но годы идут, и Плесняева для меня стала главным открытием нынешнего фестиваля Коляда-театра.
В "Фальшивом купоне" она прекрасно играла единственную хорошо выстроенную роль проститутки Даши - выражая и толстовское представление о женском начале, и полемизируя с ним.
В "12 стульях" только на ней и отдыхали мои глаза (если не считать пляшущего Алешкина) - настолько остальные персонажи (Плесняева играла жену отца Федора) были искорежены и покоцаны.
И теперь Стелла - главная жертва. Мне не жаль Бланш (с детства не люблю женщин с щебечущей, манерной, фальшивой речью). Но очень жаль Стеллу - юную женщину, рожденную для настоящей любви, здоровой семьи, достойной жизни. Она и могла быть той Лили Марлен из солдатской песни - настоящей, а не наигранной и киношной, как Бланш. Но была вынуждена уступить общепринятым правилам. Настоящая трагедия: что с ней будет, когда вновь и вновь к ней будут возвращаться мысли о том, что она предала Бланш и что, возможно, сестра говорила правду о Стенли...
Спектакль удивительно цельный. Разговорные сцены, без ожидаемых теннесси-уильямсовских придыханий, чередуются с интермедиями, с маршами и построениями ("хороводами"). Воздействие на зрителя - единым потоком, по-хорошему агрессивное (что целиком соответствует стилистике спектакля). Массовка, костюмы (такие спорные), подбор музыки (вроде бы тоже могущий вызвать вопросы) - все это сложилось очень удачно в единое целое, в прекрасный спектакль.
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on January 25th, 2018 09:42 am (UTC)
всё еще хуже
>> Неприятие домашнего насилия и вообще "скреп", основанных на принципе альфа-самцовости

и даже больше, неприятие скреп основанных на плоти, плотском, сексе, слюне, поте
всё физическое вызывает отвращение (физическое отвращение - тошнит)
не только от самцов, но и от самки (Цвиткис)
lotta20lotta20 on January 25th, 2018 10:32 am (UTC)
Re: всё еще хуже
Все же не совсем так. Самцовость настолько превалирует надо всем, что женщина (даже персонаж Цвиткис) оказывается жертвой - приспосабливаясь к миру, где правят мачо. Если вспомнить Ричарда, где инстинкт власти тоже основывался на плотском - одна тема.
Лев Семёркинlev_semerkin on January 25th, 2018 11:22 am (UTC)
Re: всё еще и еще хуже
я увидел тут еще более сильное обобщение, чем мачизм, тут такой философский взгляд - экзистенциальная тошнота, особое отношение духа к материи, души к плоти: отвращение

оно есть у Уильямса и Коляда это очень точно почувствовал и так "выпукло" показал на сцене, что и зрителя тошнит

душа в теле, как птичка в клетке
птичка нежная, а прутья жесткие грубые, крепкие (те самые "скрепы")

и возникает сильнейшая фобия, комплекс
тут и страх, но и высокомерное презрение, отвращение
ко всему материальному, телесному, плотскому, потному, смертному
страх смерти, но и рождение тоже отвратительно, отвратительно совокупление

в конечном счете отвратительна реальность,
отвратительно время, которое каждую секунду течет и приближает смерть

отвратителен род человеческий, масса, потому что род бессмертен, масса вечна,
а я, единица конечна
lotta20lotta20 on January 25th, 2018 12:10 pm (UTC)
Re: отношение духа к материи
Я с вами согласна, и это есть, и это сильно. Недаром Бланш - бабочка. Но мне мешает текст. Свою психическую травму Бланш пытается перекрыть как раз плотскими делами. И есть основание думать, что так бы и продолжала (поцелуй мальчику-индейцу мог зайти и дальше), просто обстоятельства против нее: испорченная репутация и старение.
И вот здесь я вижу противоречие. Бабочке нужна нежная пыльца и яркая расцветка - чтобы привлечь именно плоть, чтобы сработали инстинкты. Именно Бланш с ее отвращением к телесности, больше всего в ней и нуждается.
Можно даже (с натяжкой) допустить, что Стенли - ее искаженный двойник, кривое зеркало,потому так ей и отвратителен. Если брать не тему "мачизма", а противостояние духа-материи.
Лев Семёркинlev_semerkin on January 25th, 2018 11:27 am (UTC)
Re: одна тема
верно!
и власть сюда же
любой инстинкт (будь то "основной" или "властный") отвратителен
Лев Семёркинlev_semerkin on January 25th, 2018 09:50 am (UTC)
всё так!
да, все очень удачно сложилось
с Маковцевой получился более гармоничный спектакль и Стелла заиграла
мужское и женское выровнялись - Ермолова, как Брунгильда, всех подавляла (и это было прекрасно!), а теперь "две сестры и Цвиткис"
lotta20lotta20 on January 25th, 2018 10:34 am (UTC)
Re: всё так!
Отлично, что видели оба спектакля!