?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 June 2010 @ 03:17 am
"Король Лир" 29 июня  


Последний в этом сезоне "Лир" - очень горький и очень человечный.
В глазах до сих пор соль от невыплаканных слёз.
Весь спектакль переживаешь и мучишься за героев - слабых, запутавшихся, себялюбивых, но очень родных - как будто своими ошибками и страданиями они искупают наши ошибки, снимают с нас наши грехи...
"Лир" - от начала и до конца, во всех своих составляющих - настоящее произведение искусства. Я ещё на "Макбетте" поняла, что у ТАКОГО ВОТ Бутусова в спектаклях возникает катарсис особого рода - очищение, освобождение, раскаяние, а возможно, и отпущение грехов.В рамках одной семьи, в стенах коммунальной квартиры, между людьми, ВЫНУЖДЕННЫМИ жить рядом - чего только не бывает! В том числе и того, что простить нельзя. Как отцовского проклятья Гонерилье, как предательства и братоубийства... Страшно... Но всё это - люди, всё это - кто-нибудь...
Мои главные герои в этом спектакле - Лир, Глостер, Эдгар и Гонерилья. Прекрасные Кент и Регана, противоречивый Эдмонд остаются несколько в стороне от темы, кажущейся мне главной. Первым четырём суждено ПОНЯТЬ и РАСКАЯТЬСЯ - а это в какой-то степени влечёт за собой ПРЕОБРАЖЕНИЕ.
Как всегда, оно особенно сильно у сухановского героя и, как всегда, я не могу проследить все стадии его пути вверх при том, что логика такого преображения безупречна. Сначала рафинированный аристократ, про которого даже не скажешь, хороший ли он человек или просто живущий ПО ПРИНЦИПАМ. Потом накапливаются значимые мелочи... и - открытый вызов силе, потом ослепление - и уже преображённый Глостер продолжает свой тернистый путь.
Судьба Лира ещё более сложна и не столь символична. Он старше Глостера, подвержен бОльшим слабостям, в нём больше суетности и... у него дочери, а не сыновья, которые всё-таки часть ответственности по-мужски принимают на себя. Лиру труднее.
Осипов-Эдгар мне нравится всё больше. Его интонации врезаются в память, актёр точен и выразителен, образ Эдгара стал очень цельным - и даётся в развитии. Очень важная роль.
Гонерилья тоже постепенно меняется в зависимости от испытаний, уготованных судьбой. В ней сильно сочетание человеческих-женских черт и звериных, восходящих к инстинктам. В конце концов она превращается в какое-то мифологическое существо... и одним махом перечёркивает всё, что сделала из-за любви к Эдмонду, отчаянно пытаясь спасти сестру.

Что касается Реганы, то эта роль сыграна необыкновенно тонко, но преображения героине не дано. Не дано оно почему-то и Эдмонду, хотя вся логика спектакля подталкивает к этому.
Аверин вчера играл великолепно в том, что было связано с отдельными состояниями его героя. То есть в каждой сцене он был очень хорош, но цельной картины всё-таки не получилось и на этот раз, а потому мне всё так же непонятны его последний рывок к отцу, желание во что бы то ни стало убить Лира и Корделию, отчаяние перед последним боем... Кажется, ещё немного - и пазл сложится, мы увидим полнокровный художественный образ... Не пойму, в чём тут дело - возможно, в частых изменениях, вносимых в спектакль. Эдмонд и Шекспиром задуман как самый противоречивый герой, но тут уже какая-то путаница происходит в действиях и намерениях. Но - повторяю - безукоризненная пластика Аверина и его актёрская индивидуальность удерживают образ от распада.
 
Я не могу назвать этот спектакль совершенным, у него другие достоинства. Который раз смотрю его - и снова понимаю, что тут ещё думать и думать, сострадать и любоваться. А кому повезёт - уйдёт домой просветлённым и счастливым.

 


 
 
 
lotta20lotta20 on July 1st, 2010 08:49 am (UTC)
Пожалуй что поняла - зная Вашу приаязанность к РАМТ.
Для себя эту "ступенчатость" я всё-таки называю сочетанием разных миров в едином созданном режиссёром мире. И у меня от этой свободы передвижения по уровням - дух захватывает!
zosya_tse on July 1st, 2010 01:53 pm (UTC)
а я люблю, когда лестниц много) У Бутусова одна, длинная, без перил, им самим тщательно построенная.
lotta20lotta20 on July 1st, 2010 08:27 pm (UTC)
Ну совсем мы тут с образами запутались)) Тут ведь ещё важно (самое важное) - куда эти лестницы ведут.
Я с некоторой тревогой жду новых бутусовских спектаклей, потому что после Гамлета и Иванова не уверена, что поведут, куда мне надо.
zosya_tse on July 2nd, 2010 07:28 am (UTC)
Вот! Вот и зацепили главное! У Бутусова они ведут туда, куда хочет он и ни у кого нет выбора. Можешь ходить по лестнице, можешь стоять, можешь просто не забираться, но отделаться от неё - невозможно.
lotta20lotta20 on July 2nd, 2010 09:03 am (UTC)
Да, Бутусов режиссёр агрессивный, хорошо знает, что он хочет сказать, и несмотря на кажущуюся свободу формы, жёстко навязывает свой посыл - так сказать, посылает, куда ему надо))
Потому не все ЕГО - МОЁ, это так.