?

Log in

No account? Create an account
 
 
15 July 2010 @ 12:11 pm
"Горе от ума - Горе уму - Горе ума" театр на Таганке, 14 июля 2010  
У спектакля - тройное название, отражающее в какой-то степени подход Грибоедова не к социальной теме, которая так надоела всем учившимся в эпоху застоя, а к тому, что глубже. Школьный подход отставлен, и теперь выпускники,  имеющие весьма смутное представление о крепостном праве и прочих тонкостях нашей истории, скорее всего вообще не будут соотносить произведения литературы с эпохой  - хоть с какой.
Обвинять в этом театр нельзя, это я так... о наболевшем.

"Горе" - спектакль очень хороший, заставляющий вспомнить атмосферу первой главы "Евгения Онегина" с летящей Истоминой и культом изящества и вкуса.
Это впечатляет сразу - холодноватая балетная лёгкость, пуанты, корсажи, прозрачные белые юбки, прозрачные пластиковые веера и  букли на головах, прозрачная мебель.
Как фанат другого театра, с тоской вспомнила отточенность балетный движений Шантеклера, по сравнению с которыми ПА молодых актрис Таганки страдают "нижегородским" отсутствием шика - и это ощутимое слабое место изысканного спектакля.
Ещё одно УСЛОВНО слабое место - обиходный бытовой бубнёж грибоедовских стихов почти всеми актёрами, вступающий в противоречие со СТИЛЕМ. Но на этом своём мнении я не настаиваю, возможно, такова особенность ТРАКТОВКИ.
К тому же вообще вне стиля и даже вне привычного грибоедовского мира - замечательный Фамусов - Феликс Антипов, с простодушным обаянием, простодушной же хитрецой и отсутствием "значительности". Неожиданный, но талантливый и потому очень интересный.
Чацкий - Тимур Бадалбейли (по счастью, не танцующий БАЛЕТ - а только вальс с "арапкой-девкой" - к ужасу присутствующих) - кажется, учёл претезии Пушкина, как известно, отказывающего ему в уме за потребность "метать бисер" перед репетиловыми.
Говорит он больше с собой, а чаще молчит и наблюдает. Начинает в присутствии Скалозуба своё "а судьи кто?" - и тут же сбивается, самому делается смешно.
Этот Чацкий хорош именно УМОМ, интригу с Софьей он распутывает больше из любопытства и от любовных страданий защищён иронией и жизненным опытом. Приехал цивилизованный человек в экзотическую московскую глушь, пощекотал немного нервы - и прочь! И никакого "пойду искать по свету, где оскорблённому есть  чувству уголок" -  этих слов даже нет в спектакле.
Очень позабавил вояка-патриот Скалозуб (И. Рыжиков), одетый во что-то условно-казачье, громогласно поющий Дениса Давыдова и даже "Москва - звонят колокола".

Хороший спектакль - прохладный, как раз подходящий нынешней жаре.
... А костюмы Рустама Хамдамова, как всегда, не только стиль спектакля определяют но и сообщают ему что-то тревожно-ностальгическое, в данном случае - лёгкую светлую грусть.
 
 
 
stalker_adstalker_ad on July 31st, 2010 09:31 am (UTC)
Интересная трактовка. А Молчалин в ней какое место занимает?
lotta20lotta20 on July 31st, 2010 12:22 pm (UTC)
Молчалин там НОРМАЛЬНЫЙ - а потому мне не особо интересен:)
Хотя говорят, актёр хороший.
Чацкий же интересен тем, что совсем не горячится, на всё смотрит иронически, сквозь очки, и портретно напоминает Грибоедова.
stalker_adstalker_ad on July 31st, 2010 06:51 pm (UTC)
Вот Чацкий мне в Вашем описании и показался интересным - этакая скучающая позиция над схваткой вместо импульсивного "борца со свиньями". Любопытно.