?

Log in

No account? Create an account
 
 
10 August 2010 @ 06:39 pm
"И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови"  

Смотрела и пересматривала  запись сатириконовского "Маскарада" как раз год назад - тоже в летнее межсезонье.
Мой тогдашний отзыв здесь http://lotta20.livejournal.com/41506.html

Теперь многое подтвердилось плюс добавились ассоциации, связанные с нынешними погодными условиями.
ИГРА и УГАР - две главные сквозные темы гончаровского "Бега" в Маяковке - одного из любимейших спектаклей юности. Там у героев - и тех, кто делал историю, и у тех, кто пытался как-то в ней существовать - голова кружилась от азарта, от сладкой возможности делать жизнь ИГРАЯ, путая явь и сон - а это сильное искушение!

В сатириконовском "Маскараде" речь идёт об ИГРЕ совсем другого рода - об имитации жизни, замешанной на холодном расчёте.
Это спектакль, насыщенный символами, с присущей символизму красотой и некоторой однозначностью.
Тема карточной игры находит воплощение во множестве деталей. Роскошное кожаное кружево сюртука Арбенина, карточный прямоугольник на его халате - "изнанка", краплёная "рубашка" героя. Некоторые персонажи напрямую соотносятся с "дамами", мелочью определённой масти. Запись плохая, многого не разглядишь, но уверена, что в этом спектакле случайностей нет
Маскарадность, фальшь, суррогаты жизни оставляют для развития лишь чувства, замешанные на эгоизме. Страсть, огонь в крови не имеют ничего общего с духовностью, ум, развращённый самоанализом допускает возможность любого порока и любого преступления.
Изящная легкомысленная Нина блистает на балу голливудским глянцем, и голос страсти, прорывающийся в её пении  - того же корня, что и у остальных.
Возможно, у Аверина Арбенин был всё-таки романтическим героем, у Суханова же он явно декадентский - со сложным, трудно определяемым надломом в душе. Эдакий рафинированный продукт цивилизации - с холодным умом и изощрённым вкусом, для которого ареной ИГРЫ может быть и весь мир, и душа отдельного человека.
Как и в первый свой просмотр, была поражена нотами нежности, которые звучат в его голосе, когда он УЖЕ отравил жену. И последний нетерпеливый разговор с ней, нежелание видеть, что она страшно мучается ФИЗИЧЕСКИ - это уже сумасшествие, которое явно настигает героя раньше, чем у Лермонтова.
Мне кажется, что ко всем своим ролям Суханов примешивает Достоевского - и получается, что вроде бы обычная медицинская патология даёт возможность фантастических прозрений. В "Маскараде" он как будто остановился на пороге такого прозрения, потому что прекраснейшая финальная сцена всё-таки не связана напрямую с тем путём, который проделал герой.
Однако ПРЕОБРАЖЕНИЕ есть, хоть, на мой взгляд, здесь оно не совсем логично и его приходится принимать на веру.

   

фото http://denis-suhanov.narod.ru/