?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 August 2010 @ 02:09 am
"Александр Вертинский. Жёлтое танго."18 августа  

Практически моноспектакль Сергея Федотова, продолжающийся три (!) часа с антрактом, в сопровождении фортепьяно и скрипки,  с использованием хорошо поставленного света и звука, с экраном, на котором проецируются ретро-кадры.
И всё это - в небольшом подвальном помещении арт-кафе "Бродячей собаки".
Первое, что хочется отметить - высокое качество спектакля, показанного в трудных условиях совсем уж небольшого зала со столиками, заполненного публикой, которая вначале ещё пыталась что-то пить и жевать, на крошечной сцене, заполненной реквизитом. В результате - серьёзное погружение в атмосферу ТОГО времени - хотя это чистая условность, ведь всё-таки мы имеем дело не с выступлением в кабаре, а с настоящим, хорошо поставленным спектаклем.
Но может, потому и такое погружение, что всё очень серьёзно - например, хорошо подобранный реквизит, как бы взятый из того времени, и костюмы - кажется, актёр долго странствовал со всем этим по разным городам и странам.

Что касается самого спектакля, то это был третий вариант сценического образа ВЕРТИНСКОГО, который мне довелось увидеть, можно даже сказать, посчастливилось.
От сравнения не удержаться - и именно потому, что они все такие разные.
Андрей Межулис, хоть и называет свои выступление моноспектаклем, основной упор делает на пение. Это больше похоже на концерт, в котором песни Вертинского перемежаются с отрывками из его книг. Межулис читает текст, не перевоплощаясь в героя, а просто знакомя зрителей с его жизнью. Его исполнение вполне современно, стилизации практически нет. И даже столь замечательно сидящий на нём фрак выглядит не театральным, а концертным костюмом (да таковым по сути и является).

В сатириконовском спектакле "Мадам, ещё..." образ Вертинского вырастает из его песен в оригинальном исполнении, отыгранных Сухановым, и всего сложного существования актёра на сцене:  изысканной пластики, прихотливого грима, костюма, который доводит стилизованное изящество героя до какого-то изощрённого совершенства - такого в жизни не бывает, только в снах.
Герой одновременно и Вертинский, и обобщённый декадентский актёр, и реальный мужчина,  притягательный, я бы сказала, вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения, настолько он опасен в своём эгоизме, и наконец, это персонаж театральных и прочих фантазий - прекрасный фантом, мечта.

Сергей Федотов же просто играет Вертинского, и созданный им образ явно имеет много общего с прототипом. Хотя и различия очевидны - я, конечно, имею в виду не реального человека, а его мифологическую ипостась. Тот Вертинский, которого мы знаем по песням, ролям в кино, выступлениям и мемуарам - больше декадент, больше фантазёр, больше денди - ну так мне кажется. Впрочем, я совершенно не собираюсь ставить в вину актёру недостаток манерности и псевдо-аристократизма. Его герой, каков есть, очень хорош и интересен.
Поёт Федотов прекрасно, читая текст, перевоплощается (в меру), оказывает на зал сильное эмоциональное воздействие - и держит его в напряжении всё время. Недаром зрители довольно быстро прекращают жевать и пить - и становятся уже только ЗРИТЕЛЯМИ, а не людьми, пришедшими приятно провести вечер.

Ну и мы - пришли провести вечер перед ночным поездом в Москву, а получили возможность встречи с настоящим искусством, по которому так истосковалась душа в это тоскливое межсезонье. Таких встреч в это лето было не слишком много, хотя и были, конечно, чего Бога гневить! Пожалуй, этот спектакль - одно из лучших впечатлений нашей поездки.

 

 
 
 
 
lelka_olyalelka_olya on August 23rd, 2010 09:01 am (UTC)
А мы с мамой сидели в противоположном углу кафе :)
lotta20lotta20 on August 24th, 2010 11:54 am (UTC)
Да уж - тесен мир! А мы потом сразу на поезд, специально подгадали, чтобы успеть.
Замечательный спектакль!