lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Мера за меру" театр им.Вахтангова, 8 сентября

В самом начале - красивая музыкально-пластическая увертюра,  в течение которой сцену основательно (но не беспорядочно!) замусоривают пластиковыми бутылками и прочим вздором - но делается это по правилам и очень эстетично.
Затем все эти символические результаты  любвеобильного и мягкого правления герцога Винченцо сгребаются чем-то вроде снегоуборочных лопат, в стране наводится порядок: на смену белокостюмному Герцогу приходит серый очкарик Анджело.
Вроде бы Герцог сделал верный шаг, передоверив правление суровому наместнику: уж больно все распустились! Но, как обычно бывает, первое примерное наказание падает на голову слабых и безобидных: трогательные влюблённые не стали почему-то оформлять отношения, и теперь маленькой беременной Джульетте грозит позор, а её любимому Клавдио - казнь за прелюбодеяние.
А я как увидела эту пару - так сразу же полегчало на сердце: после мхатовских постановок Бутусова у меня почти не было надежды, что какие-то его персонажи вызовут сочувствие. И уж совсем порадовала Изабелла (Евгения Крегжде), раскидывающая руки, подставляющая лицо небесным лучам, как будто пробивающимся сквозь высокие потолки монашеской обители.
К тому же этот спектакль - с Героем. Даже с двумя - при том, что Герцога и Анджело играет один актёр - замечательный, впервые увиденный мною Сергей Епишев, подчёркивая этим духовное родство и даже двойничество - властителей ли - или просто людей.
Композиция закольцована: в финале мусор снова заполняет сцену, а Изабелла вынуждена бороться уже и с новыми домогательствами. Чистая и сильная девушка оказывается непреодолимым искушением не только для поганца Анджело, но и для добряка Герцога - видимо оба они уже слишком пресытились доступными наслаждениями. Ни о какой награде за добродетель (как у Шекспира) речь не идёт. Скорее, как раз об искушениях, которые неодходимо, но невозможно преодолевать, о нравственном выборе, который оказывается неоднозначным, о том, что палачи и жертвы - одной крови...

Эмоциональный фон спектакля, впрочем, спокойный. Главное тому объяснение, на мой взгляд, в том, что Бутусов перестал быть "актёрским" режиссёром. Если раньше он помогал актёрам подходящими мизансценами, светом - всем, то теперь он просто использует их как краски.
 То, что вполне годится для кинематографа, для театра... тоже годится, конечно. Но поскольку основная энергетика спектакля идёт именно от актёров, то им приходится в какой-то степени соперничать с почти совершенной сценографией, прекрасно подобранным музыкальным рядом, которые погружают зал в почти гипнотическое состояние, - чтобы не стать только тенями, набросками фигур на объёмном полотне режиссёра.
Но лучшие сцены спектакля, пожалуй, те, где актёры ваступают именно в виде ФИГУР - танцующих или странно двигающихся - постепенно возникающих на чёрном фоне. Здесь у каждого свой сюжет и нет лидера - как на некоторых картинах Брейгеля.
Очень красиво, изысканно и глубоко. Этот ребус (как и многие другие в спектакле) можно разгадывать, а можно просто впитать в себя и в себе оставить.
И потому я далеко не уверена в том, что Бутусову сейчас нужны суперактёры c резко выраженной индивидуальностью, которые невольно будут ломать строгость и чёткость его замысла, нарушая единство формы и содержания. Мне же, как и в случае с "Ивановым", всё-таки недостаёт тех искр и молний, которые рождаются  при столкновении разноимённых зарядов.



фото Евгения Люлюкина http://www.theatricalreporting.narod.ru/teatr/vachtangova/mera/index.html
Tags: БУТУСОВ, вахтанговский, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment