lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Король Лир" 21 октября

В "Лире" велика роль всяческой тактильности - это одна из особенностей спектакля.
Любовь, ненависть, забота, желание поддержать выражаются через прикосновение, и в этом сказывается неравнодушие героев друг к другу, преодоление одиночества - то, чем мне так дорог спектакль.
Иногда такие моменты не вполне логичны, но в образной структуре спектакля они постоянно подчёркивают мысль о необходимости борьбы с всеобщим очуждением.
Нововведённая пощёчина, данная Корделией своему неудавшемуся жениху, немного странна, но она из этой же серии. Более понятен удар Гонерильи кулачком по голове шута, когда она пробегала мимо него к отцу.
 Сцены Глостера с сыновьями и Лиром в этом смысле вообще совершенны. Я уже писала, что перчатки Глостера в 1-м действии не только обозначают его отстранённость, отдельность и высокомерие, но и заставляют зрителя фиксировать внимание на моментах тактильности, которые иначе были бы не так заметны.
На последнем спектакле слепой Глостер цеплялся за Эдгара, искал на ощупь руку Лира ещё более... достоверно, что ли - чем обычно. Это было совершенно естественное поведение недавно (!) ослепшего человека - но театральная выразительность не пострадала ничуть, даже, наоборот, усилилась.
А как потянулся к королю Эдгар, будто сказать что хотел, а по сути - просто прикоснуться, быть вместе с отцом и Лиром...
А как плакал Глостер, уткнувшись в плечо сына, прижавшись к нему в сцене с Освальдом - когда был уверен, что сейчас будет убит, и напоследок чувствовал живое человеческое тепло...
Вот эти несколько последовательных сцен, соединённых в микроспектакль, мне и раньше казались отдельным шедевром - прежде всего, шедевром режиссуры. Теперь они стали ещё сильнее: виртуозно балансирует Райкин на грани комикования и трагедии (и весёлый зрительский смех тут уже не помеха), очень вырос по-актёрски Артём Осипов, который совсем недавно всё-таки проигрывал своим более опытным партнёрам, несколько изменился сухановский Глостер.
На мой взгляд, теперь нет такого сильного перепада между его героем в 1-м и 2-м действии: ослепший Глостер - всё тот же сильный и властный человек, каким он был когда-то, в его преображении больше психологизма, оно более естественно... но это всё равно ПРЕОБРАЖЕНИЕ.
И совсем уж великолепен его метафорический проход  с Эдгаром: ускользающая жизнь, утрата телесности, полная сосредоточенность сына  - и ПРОЩЕНИЕ.
"Лир" - спектакль неровный, он менялся уже и на моей памяти, и не всегда к лучшему, но эти сцены сейчас находятся на немыслимой высоте искусства: вдохновенная режиссура, рассчитанная на прекрасных актёров с максимальным использованием  их возможностей, предполагающая эмоциональное воздействие на зрителей - чтобы поняли, почувствовали, полюбили...



фото А.Кошелева
Tags: БУТУСОВ, Лир, САТИРИКОН
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments