lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Бесприданница" "Мастерская Петра Фоменко", 25 октября

В любви нашей много эгоизма. Потребность в другом человеке создаёт иллюзию полноты жизни: мир воспринимаешь цветным и  ярким, эмоции зашкаливают, появляются цель и смысл, а главное - смерть начинает казаться нестрашной и неважной.
Познав такое, трудно от этого отказаться, трудно это чем-то заменить. Главная причина трагедии пяти героев "Бесприданницы" - в неспособности отказаться от чувства, которое противоречит и здравому смыслу, и инстинкту самосохранения. Они могут отказаться от ОТНОШЕНИЙ, но от чувства - нет.
В пьесах Островского много "внешнего" мира - быта, социальных моментов, - а потому кажется иногда, что это "вторичное" в результате и определяет всё. Однако недавние попытки прочитать "Грозу", как экзистенциальную драму, на мой взгляд, удались. Взгляд на драматурга меняется, в Сатириконе он явно съезжает в сторону Достоевского. Что касается "Бесприданницы" у Фоменко, то она явно ближе к Чехову, чем к Островскому в его привычном понимании: атмосферность, большая роль подтекста, сосредоточенность героев на себе вплоть до того, что они совершенно не слышат друг друга. А по тематике и мироощущению, пожалуй, очень близка к Бунину.

Полину Агурееву я запомнила по давнему фильму Урсуляка - из-за её необыкновенности. Она не только прекрасно играет, в ней есть то, что наиболее всего ценится в актрисах - Вечно Женственное в одном из вариантов. С одной стороны, это выраженная привлекательность, даже соблазн, с другой - детская доверчивость, свидетельствующая о внутренней чистоте. У Агуреевой прелестное лицо с подчас наивным выражением и глубокий, чуть хриплый голос, несколько напоминающий голос Елены Майоровой (только у той он соответствовал внешности, а здесь возникает опредёлённый диссонанс).
Играть Ларису ей сам Бог велел: никому и в голову придёт усомниться в том, что из-за этой женщины несколько сильных и интересных мужчин совершенно потеряли голову.
А вот в отношении Паратова у меня возникли серьёзные сомнения: я его не понимаю, а иногда и не вижу (в буквальном смысле - просто, когда он на сцене, смотрю почему-то в на кого-то другого). Конечно, это противоречивый герой, но не до такой же степени, чтобы здесь - люблю, а здесь - и думать забыл, образ разваливается на куски.
Короче, внутренний выбор Ларисы я не одобряю, тем более, что выбор у неё есть. Понятно, что несуразность Карандышева делает его комической фигурой, несмотря на искреннее чувство. Но есть же ещё Кнуров и Вожеватов.
Сосредоточенный, скрывающий волнение Кнуров (Алексей Колубков) прекрасен - особенно, когда он говорит Ларисе о Париже и предлагает ей содержание, а на самом деле, объясняется ей в любви.
А какое лицо у Вожеватова, когда Лариса дружески и мимолётно целует его, и он, привыкший контролировать всё, не может с собой справиться! Павел Баршак играет своего героя так, как мог бы играть Лопахина. Диалоги Кнурова и Вожеватова, которые раньше казались простыми и циничными, а потому скучными - одна из сильных сторон спектакля, так много в них подтекстов и глубины. И конечно, разыгрывание Ларисы в орлянку и "честное купеческое слово" оказываются не столь важными, как внутренние процессы, происходящие в героях, которые и сложны, и умны, и способны к сильным чувствам. Мы понимаем, что знаем о них НЕ ВСЁ.
О Карандышеве - Евгении Цыганове - особое слово. В течение спектакля актёр виртуозно спотыкается, роняет различные предметы - и при этом не теряет ни нити, ни нерва, ни энергетики. Конечно, Карандышев "любит себя немножко больше", чем Ларису, но он, как и другие, понимает ценность своего чувства.
Лариса упрекает своих поклонников в том, что все говорят о любви, но любят себя, однако и сама воспринимает Паратова лишь как объект, который вызывает в ней эмоциональный подъём, заставляющий её  радоваться и страдать. Она так же, как остальные, дорожит тем, что происходит внутри неё, больше, чем человеком, из-за которого это происходит.
И лишь перед самой смертью до неё вдруг доходит - " я люблю вас всех", и неожиданная нежность к Карандышеву вызвана не тем, что он избавил её от дальнейших страданий, а каким-то последним пониманием жизни, жалостью к людям и прощением их.

Этот прекрасный спектакль несовершенен, в нём есть некоторые погрешности по части стиля. Прежде всего, это касается костюмов и манеры их носить. Мне не понравилась серебристая шелестящая накидка Ларисы, похожая на плащ юго-западного Калигулы, и платье, смахивающее на пеньюар, особенно странное в сочетании с чёрным платьем и корсетом Хариты Игнатьевны.
А также отсутствие элегантности в Паратове, одетом в современный костюм, и с современной стрижкой.
А также босые ноги и растрёпанность Ларисы в финале и прочий "натурализм".
Не вполне понятен выбор песни "Ты скажи-расскажи, бродяга". Но тут уж не мне судить. К тому же с детства люблю всяческую цыганщину, так что меня несколько раз во время спектакля накрывало ностальгией, тем более сильно, что песни и романсы вплетены в ткань спектакля достаточно прихотливо, не в лоб.
Чего стоит повторяющаяся рефреном цыганская (!) песня на слова Мандельштама (!) "Сегодня ночью не солгу"! Причём фраза про "двор горбатый" интересно рифмуется с очаровательным рассказом старого цыгана Ильи (Бориса Горбачёва) о перекошенном на бок "тенОре".

Я слышала и читала совершенно разные отзывы об этом спектакле и окончательно поняла, что на мнение других людей полагаться совсем не стоит. Даже вчера получилось, что я забраковала Паратова (Илью Любимова), решив, что его просто нет, а сидящая рядом со мной Ирина его и видела, и слышала, и оценила... Так и по поводу всего остального: несовершенства в спектаклях кого-то задевают, кому-то мешают - а для кого-то служат дополнительным стимулом наслаждаться и любить.
Tags: Фоменко, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments