?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 November 2010 @ 02:14 pm
"Война и мир" Начало романа", "Мастерская П. Фоменко", 26 ноября  
Второй спектакль Фоменко в "Мастерской Фоменко" показал, что, возможно, нашёлся ещё один "мой" театр.
"Алису" в расчёт не принимаю - после неё я как раз расслабилась, там при общей "красоте" минимальный эмоциональный заряд.
Но "Бесприданница" неожиданно зацепила главные болевые точки, "Война и мир" подтверждает моё зрительское совпадение с тем, о чём хочет сказать театр. Определить это я пока ещё не могу, но... "чувствую".
Вопрос, КАК они это делают, не столь важен, но всё-таки важен. "Войну и мир" я воспринимала более хладнокровно (до поры), потому хоть что-то могу объяснить. Первую "главу" буквально смаковала: очень хорошо знаю текст, и было огромным удовольствием видеть, насколько интересно воплощаются на сцене ироничные интонации Толстого.
"Механистичность", кукольность светских персонажей передаётся чуть ли не буквально: в конце сцены Пьер и Болконский, не прерывая разговора, выносят Анну Шерер и Мотремара, как отыгравших своё марионеток. Всё это ОЧЕНЬ смешно, легко, виртуозно, красиво... Я и дальше ждала подобного изящества, радуясь этому (люблю талантливые иллюстрации), расслабилась...

Напряжение нарастало постепенно. Собственно, и не напряжение даже, а тревожная, несколько ностальгическая атмосфера, пропитанная любовью к героям, к Толстому... к людям.
Этому способствовала несколько отстранённая манера игры, ироничность и полное отсутствие толстовской назидательности, которая меня очень раздражает при чтении. Очень удачный в данном случае приём - персонажи-перевёртыши. Изумительная Галина Тюнина играет и Анну Шерер, и графиню Ростову, и княжну Марью. Роли не просто разные - они ПРИНЦИПИАЛЬНО разные во многом взаимоисключающие. Великолепная способность актрисы к перевоплощению - это само собой. Но у зрителей есть глаза, и узнавание одной актрисы в разных героинях - это, конечно, не только момент "театральной пикантности", тут единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания и прочая диалектика.
Вера Строкова, играющая Элен и Наташу Ростову, выполняет эту же задачу, но уже совсем утрированно: слишком уж схематична и карикатурна Элен, а Наташа - живая и непосредственная до предела, контраст чересчур "в лоб". Ещё одно открытие (для меня) - Рустэм Юскаев - очень точно играющий лицемерного Василия Курагина, потом - чувствительного и добродушного графа Илью Ростова, потом снова Курагина...
  
Вообще в спектакле не имеют двойников лишь Пьер (Андрей Казаков), князь Андрей (Илья Любимов) и почему-то Анна Михайловна Друбецкая (Мадлен Джабраилова) - это сквозные персонажи, переходящие из главы в главу. Очень удачный Пьер. Роль эта, на мой взгляд,  сложная, рассчитанная на перспективу, ведь большинство зрителей всё-таки представляет себе дальнейшее развитие образа. В молодом Пьере уже очевидны его будущие метания, постепенное взросление, огромный интеллект.
Момент неожиданный и прекрасный, у Толстого намеченный лишь слегка - предчувствие, узнавание Пьером и Наташей друг в друге своей недостающей половины. Потом нечто похожее произойдёт между Николаем Ростовым и княжной Марьей - в ослабленной степени.

Впечатление удивительное: фрагменты романа, вроде бы вырванные из контекста, оставляют ощущение законченности и недоговорённости одновременно. Узнаёшь знакомое, предполагаешь дальнейшее... Грустно, потому что знаешь, что будет дальше.
И дело, конечно, не в Толстом - это лишь повод задуматься о жизни вообще и о своей в частности. Вспоминать. Знать, что твоя жизнь, сколь малозначительной она бы не казалась, это часть всеобщей огромной судьбы. Чувствовать, что во всём этом есть важный, хоть и непознаваемый нами смысл.
"Жизнь моя, иль ты приснилась мне?"
(Вот интересно, почему в последнее время у меня в связи с чем угодно вспоминаются цитаты из Есенина? )

PS  Ну вот, не всех  героев я отследила, видимо, подвело отсутствие ощутимого контраста между княгиней Друбецкой и м-ль Бурьенн - Джабраилова играет всё-таки две роли.
 
 
 
gala_spb on November 29th, 2010 04:42 pm (UTC)
А разве Джабраилова играет только одну роль? Когда я смотрела, она играла еще Бурьенн.
Приятно, что Вас задела "Бесприданница", так много негативных отзывов! А меня тоже зацепило - очень неровный спектакль, но такой живой. И есть в нем неожиданная глубина
lotta20lotta20 on November 29th, 2010 07:02 pm (UTC)
Вы правы! Про м-ль Бурьенн я безнадежно забыла. Теперь всё встало на свои места.
Единственный негатив в "Бесприданнице" для меня - лично Паратов))
А глубина там даже трудноопределимая - которую можно применять к своей жизни неожиданным образом. У кого-то, видимо, нет никаких личных точек соприкосновения со спектаклем,это единственное, чем я могу объяснить его неприятие. Ну а неровности... холодное совпадение формы и содержания приятно наблюдать со стороны, да и то не всегда.
gala_spb on November 30th, 2010 04:43 pm (UTC)
Паратов, конечно, никакой. Но - не думаю, что так и задумывалось - его бесцветность легла в характер Ларисы: она ведь любит не по какой-либо причине, а просто потому что любит. Эта даже и не любовь, в ее полном смысле, это некая мечта, позволяющая уйти из этого мира. А нам, со стороны, видно, что мечта эта обманная.
Похожую ситуацию я видела в другом спектакле по Островскому - "Лес" в постановке Г.Козлова. Там тоже любовь Аксющи к своему Пете была совсем ненастоящая. А вот когда она выйдет за него замуж, тут уж начнется настоящая трагедия, под названием "Гроза".
lotta20lotta20 on November 30th, 2010 09:17 pm (UTC)
Про "особенности" любви в спектакле я уже пыталась писать по горячим следам)) вот - http://lotta20.livejournal.com/122809.html
Но чисто по-зрительски мне смотреть их сцены томительно. И - я тоже не считаю, что так задумывалось, бесцветность эта, могли бы без неё и обойтись ИМХО))
Лена: felicitybaby_frances on November 30th, 2010 01:26 am (UTC)
ой как я рада!!!
Очень люблю Бесприданницу. Он меня всегда "задевает" и долго потом "звучит". А вообще очень люблю, как у фоменок поют!
На "Войну и мир" - безумно радовалась, когда снова поставили играть Полину Агурееву. Все-таки Наташа в моем представлении - это именно она, даже по фотографиям ее представляла. и как Элен она - хороша:) Да, карикатурно, но: это - игра, тут - светская, у Наташи - искренняя, своя, детско-озорная...
Обожаю момент выноса Тюниной и Бадалова)

И Казаков нравится больше всего именно здесь.
lotta20lotta20 on November 30th, 2010 11:51 am (UTC)
Я-то видела Строкову, Элен она - только по названию:) А Наташа - хорошая.
На Агурееву иду смотреть сегодня снова - опять на "Бесприданницу". Ещё не начала читать отзывы и только понаслышке знаю, что многие спектакль не приняли. Почему - для меня пока загадка. При всех несовершенствах он очень цельный. Есть загадка, как и должно быть в искусстве... Именно загадка, а не что-то нечленораздельное, как часто бывает.
gala_spb on November 30th, 2010 04:47 pm (UTC)
Я тоже задумывалась над тем, почему так не принимают "Бесприданницу". Или - "Трех сестер". И мне кажется, что в этих спектаклях Фоменко уходит от своего "фирменного" стиля в сторону большей трагичности, неидеальности жизни. И это вызывает такое сильное неприятие у его старых поклонников.
(А я, кстати, его "новый" поклонник :), и мне оба спектакля очень нравятся. Думаю теперь о "Триптихе", отзывы о нем тоже очень негативны).
lotta20lotta20 on November 30th, 2010 09:20 pm (UTC)
Я тоже "новенькая". Настолько, что про "фирменность стиля" и не знаю ничего))
Ленаbaby_frances on November 30th, 2010 11:08 pm (UTC)
Я видела Строкову при первом просмотре, но все время представляла себе на ее месте Агурееву. Тогда Строкова туда еще только недавно ввелась и, мне кажется, во многом просто повторяла рисунок роли. Хотя я могу оказаться неправа. Моей знакомой, которая начала ходить в Мастерскую в прошлом году, нравится больше как раз Строкова. А я настроена была именно на Агурееву, наверно, это неправильно - но я все равно отделяю "старых" фоменок от бывших стажеров.

Насчет Бесприданницы: для меня самой это непонятно. Даже моей сестре не понравилось, правда, мы ходили в разные дни. Один актер молодой так вовсе сказал, что спектакль затянут, особенно в первой части. А мне так не казалось совсем. И при пересмотрах не показалось. То есть, может, он затянут, но это играет. Приезд Паратова должен будоражить. (правда, Паратов тут сам такой же ленно-праздный, если не больше всех... но ритм действительно меняется, приближается катастрофа... )