?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 February 2011 @ 02:19 am
"Доходное место" 16 февраля  
Тарханова снова в строю.
"Доходное" после очередного перерыва это, конечно, не новая редакция (перерыв-то небольшой, чуть больше полугода).
Безусловно хорошо, что у меня почти окончательно исчез эффект двойничества и Суханов вместо Бардукова уже не мерещится, хотя Жадов немного сместился в сторону своего предшественника: Бардуков стал легче, изящнее и... светлее. Этот Жадов - простой, наивный и честный мальчик, который НЕ ПОНИМАЕТ, как ему совместить "души прекрасные порывы" с жизнью обычного человека.
К сожалению, возникающую симпатию к герою (на мой взгляд, в этом случае обязательную)  напрочь убивает сцена жадовского юродства. Я всё-таки надеялась, что после перерыва её хоть немного поправят, сверят с возможностями исполнителя - увы, стало почему-то ещё хуже. Сцена длиннющая, актёр накручивает себя до истерики, смотреть на это неловко. Потеряно чувство меры, ведь кажется, стоит поправить немного, и мы получим нужное впечатление. А так - ерунда какая-то.
Приятный и забавный ввод: два "петровича" - Бубнов и Девонин - в роли чиновников. Типажно похожи, и это идёт на пользу делу - эдакие типичные предcтавители безликой массы. Хотя отнюдь не безлики. Поймала себя на мысли, что Девонин вполне мог бы быть Белогубовым, если бы того - блестяще! - не играл Климов. Так играли подобные роли лучшие актёры моей юности: с осмысленным произнесением текста, безупречным внешним рисунком - и великолепным актёрским темпераментом. В паре с Юсовым-Сиятвиндой он особенно хорош. Ну а сам Юсов... прекрасен, да и только! И к его экзотической внешности даже привыкать не надо - она придаёт образу особый шарм и индивидуальность. У этого героя много текста, он любитель пофилософствовать на вполне мещанском уровне. Но как интересно его слушать! И - опять же! - проявления темперамента при великолепной органике, всё предельно выразительно, но без натуги и переигрывания. В итоге - внутреннее оправдание героя нами, зрителями.

Что касается, Вышневского-Суханова, то это, как всегда, разговор особый. На мой взгляд, он наиболее точно встроен в эстетику спектакля, а она во многом определяет не только его атмосферу, но и отчётливое трагическое звучание.
То, что Вышневский предстаёт не потасканным стариком, а красивым и сильным человеком (удачный возрастной грим лишь добавляет актёру лет десять), очень важно, так как в его семейной драме социальный и даже нравственный аспекты уходят в сторону. Анна Павловна не любит мужа... потому что не любит. 
Каждый раз на спектакле меня застаёт врасплох очень точное воплощение  мысли, к пониманию которой приходишь с годами и опытом. Ведь мы не только умираем в одиночку, но и любим в одиночку. Большинство сатириконовских спектаклей - о попытке преодолеть это одиночество, что возможно лишь до определённого предела.
Однако в нашей жизни есть знаки, свидетельствующие о том, что высший смысл в ней всё-таки существует. Это - плохо поддающееся объяснению стремление человека к ИДЕАЛУ истины, красоты и любви. Стремление по сути безнадёжное, то есть "неразделённое". Человек, встающий на этот путь, обречён страдать, но отказавшись от ИДЕАЛА (идёт ли речь о любви, или об убеждениях, или ещё о чём), приходит к духовному краху. Это правило работает лишь для тех, для кого такой выбор актуален, и в это смысле героями являются Жадов, Вышневский и Досужев. Остальные просто живут.
Неразделённость всякой любви, имеет в спектакле конкретное воплощение, однако банальная семейная ситуация содержит очень глубокий подтекст. И здесь, на мой взгляд, очень важным оказался удачный выбор героини. Анна Павловна Марьяны Спивак ведёт свою партию как бы отдельно. Её многословные объяснения и упрёки имеют мало отношения к тому, что на самом деле происходит с Вышневским, и это усиливает тему одиночества и непонимания. Но тут и становится ясным, что не зря он выбрал именно эту женщину - очень красивую, очень холодную, но способную вызвать сильное и заведомо неразделённое чувство. Как говорил пушкинский герой, " если Я люблю, то не всё ли равно..."
В житейском смысле, конечно, не всё равно, потому что он страдает, но тут уж ничего не поделать, без этого никак.
"Доходное место" - спектакль очень горький, но ощущение того, что высший смысл в нашей жизни всё-таки есть, он даёт.

И  как же захотелось увидеть снова "Карнавальную шутку" в ЮЗ - ту, какой она была когда-то! Абсолютно другой спектакль по стилю и форме, но с той же горечью и тем же утверждением самоценности любви. Когда я увидела первый раз "Доходное" с Сухановым, меня поразило именно это - попадание в ту же точку, в ту же тему.