?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 August 2011 @ 11:04 pm
"Меня убить хотели эти суки", театр Эрмитаж, 27 августа  
Можно было бы объяснить сильное впечатление от спектакля межсезонным зрительским авитаминозом, но думаю, это не так. Ведь всего неделю назад смотрела любимую эрмитажную "Ивонну" - и всё было ожидаемо (и в достоинствах, и в недостатках).
А вот тут всё срослось, как никогда прежде (у меня непростое отношение к спектаклям Левитина).
Прежде всего, на мой взгляд, произошло полное совпадение с материалом. Левитин, как и все режиссёры с жёстким мироощущением, обычно материал ломает под себя, а потом кроит и сшивает полученное так, что детали не всегда оказываются пригнанными друг другу, нитки торчат и всё такое...
Здесь же получилось так, что у меня даже нет никакой охоты выяснять, насколько спектакль соответствует первоисточнику - великолепному роману Юрия Домбровского "Факультет ненужных вещей". Хотя наверное его перечитаю: помню плохо, дело давнее.
Помню главный посыл и атмосферное: запах алма-атинских яблок, сухой ветер степи, пыль и песок раскопок, рассказ о гибели доисторической девушки... Не помню моря, но и оно там было.
Всё это материализовалось в конкретных образах (кстати, очень удачная сценография Бархина): две горы роскошных красных яблок, два песчаных холма с воткнутыми в них лопатами, два истончённых временем черепа на казённом столе, обшитые металлом тюремные стены, множество скрытых дверей, шум моря - воспоминания и мечта о свободе.

И ещё очень важное, без чего спектакль бы не состоялся: два героя-антагониста - узник Зыбин, "хранитель древностей", и двуликий следователь Нейман, временами обращающийся в своего брата, прокурора и писателя-криминалиста.
Первого играет Стас Сухарев, второго - Михаил Филиппов, и это две равновеликие фигуры.
С Филипповым ясно всё, актёр сильнейший. Его перевоплощения в спектакле виртуозны и убедительны, к тому же - потрясающая энергетика.
С Сухаревым - сложнее. Слежу за ним больше двух лет и всё это время недоумевала по поводу незначительности исполняемых ролей, ведь его огромный актёрский потенциал очевиден. Ну вот наконец - большая, сложная, глубокая, ГЛАВНАЯ роль.
Стало, в общем-то, понятно, почему Сухарева так долго не выпускали в герои, ведь даже здесь он вроде бы спорен.
Левитинские актёры, как правило, из спектакля в спектакль тащат за собой одну главную краску и одну интонацию, во многом определяемую фактурой. Когда-то найденные Сухаревым и закреплённые как наиболее подходящие для него выражение лица и манера игры практически обрекали его на роли второго плана. Белый клоун, неудачник, НЕгерой.
Это и у Зыбина чувствуется. В отличие от героя Домбровского, это не "весёлый лагерный волк", не супермен-интеллектуал, а измученный телом и душой, постоянно рефлексирующий человек со своими внутренними прблемами, которые он продолжает решать даже перед лицом скорой гибели. Он противостоит СИСТЕМЕ и её работникам на каком-то сложном уровне (мне пока трудно это определить) и, отвечая ударом на удар, продолжает в каждом своём мучителе видеть человека.
В принципе возможно сопоставление романа Домбровского с библейскими страницами "Мастера и Маргариты" - и тут внешний облик Сухарева и его великолепный голос заставляют вспомнить Иешуа. Но это на поверхности, а по сути его герой не столь условен и куда более сложен.
Мне кажется, он куда сложнее и заданной названием спектакля темы (ведь оно волей-неволей конкретизирует врагов Зыбина).
Не зря, конечно, появился в спектакле и Чарли Чаплин - больше юродивый, чем клоун, вечный образ "отдельного" человека.
Не берусь однозначно оценивать другие "клоунские" вставки. Что-то мне не особо нравится (как и краб-румын), но вполне допускаю, что при каких-то "улучшениях" спектакля потерялась или исказилась бы суть.
"Меня убить хотели эти суки", на мой взгляд, очень достойная интерпретация романа и - главное! - самостоятельное художественное произведение, к сожалению, обречённое на постоянное сопоставление с гениальным первоисточником.
Для меня это безусловно одно из самых сильных впечатлений сезона 2010-2011.
 
 
 
zosya_tse on August 30th, 2011 03:55 pm (UTC)
по мне, краб-румын - как раз вообще лучшее)
а Нейман с Зыбиным не антагонисты...
Сухарев же более похож на бомжа (одели его вроде и "правильно", да как-то чересчур неприятно)

прекрасный спектакль, если обеим понравился, но совсем по-разному)

черепов - три
lotta20lotta20 on August 30th, 2011 04:51 pm (UTC)
Про черепа не помню: исходила из логики числа убитых девушек.
Что касается остального - тут, должно быть, теория относительности как-то работает. У меня - полное эстетическое приятие Зыбина-Сухарева.
zosya_tse on August 30th, 2011 04:55 pm (UTC)
один был за "занавеской"
я думаю, что не относительности, а просто - о вкусах не)
zosya_tse on August 30th, 2011 04:56 pm (UTC)
и ещё я видела 28
вдруг 27 он был иным)
lotta20lotta20 on August 30th, 2011 06:08 pm (UTC)
А вот это запросто!)