lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Ричард Третий", попытка вторая


Такое со мной уже было. Я примирилась с героем, которого раньше никак не могла принять. Это не значит, что Ричард К.Райкина стал вызывать у меня бОльшую симпатию, отнюдь - но теперь он уже не раздражает, не мешает любоваться другими героями. Он стал реальным и органичным центром мощного спектакля, а спектакль (и это уже очевидно) - одним из любимых.
Собственно, уже в прошлый раз, возмущаясь до глубины души ТАКОЙ трактовкой, я всё-таки (в самой глубине) очень хотела, чтобы меня убедили, чтобы мне доказали, что ОНИ правы, а я - нет. Такое уже было с "Гамлетом" ЮЗ (не МХТ!): куча претензий к главному герою постепенно растаяла, что-то просто пришлось проглотить... С Ричардом всё оказалось ещё проще: со второго раза спектакль стал моим - вот и всё!
Ричард - странный, не типичный для современной сцены злодей - это злодей принципиально НЕ обаятельный. Он не вызывает ни сочувствия, ни уважения: при всём своём коварстве он использует слишком грубые методы, пожалуй, даже демонстративно грубые. Не совсем понятно, что для него важнее: получить власть или же доказать всем НОРМАЛЬНЫМ людям их  ничтожество. Даже Бэкингему, заигравшись, он даёт понять, как мало он его ценит (ошибка!).  Ричард испытывает ненависть к тем, кто так не похож на него, а хочет испытывать - ПРЕЗРЕНИЕ. Интересно, что в первой части спектакля оба "злодея" вроде бы и близки по духу, однако их роковое несходстово (проявившееся потом) настойчиво подчёркивается  контрастным противопоставлением внешнего уродства Ричарда и аристократической красоты Бэкингема.
В спектакле каждый получает "по заслугам", а это по Шекспиру совсем не то, что "по справедливости". Ричард оказывается орудием Судьбы, которая вершит правосудие с непонятной человеку жестокостью.  За что так страдают  женщины? Почему проклятие Маргариты с ТАКОЙ силой обрушивается на голову мало в чём повинных Елизаветы и герцогини Йоркской (великолепная актёрская работа Максима Аверина)? Чувствуется, что во всём этом есть внутренняя логика: ведь существует и понятие "коллективной ответственности", да и мало ли что ещё...
А вот дальше - по Достоевскому: все злодейства Ричарда разбиваются о слёзы детей и только он один оказывается способным "переступить"  через это. Отсюда и самое страшное наказание: гибели Ричарда предшествуют муки совести, бессонница, хороводы призраков - и полный моральный крах (в спектакле его играючи, подушками забивают убитые им дети).
Режиссура Бутусова - блестящая, игра актеров не только блестящая, а по-моему, и безупречная, подбор музыки - идеален. Сложный шекспировский текст произносится великолепно.

И дополнительная радость: Денис Суханов, без возрастного или знакомого по "Макбетту" "уродующего" грима и костюма - красив неимоверно. Непривычно и очень приятно.
 

Tags: БУТУСОВ, САТИРИКОН
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments