?

Log in

No account? Create an account
 
 
15 December 2011 @ 01:55 am
О богомоловской "Чайке", Табакерка, 14 декабря  
Трудно удержаться от сопоставления двух почти одновременно поставленных "Чаек" - сатириконовской и Табакерки, в них  есть принципиально общее - они обе страшно далеки от традиционного прочтения Чехова, что вызывает у многих зрителей неприятие и протест, у других же - восхищение и фанатскую зависимость.
И в том, и в другом спектакле пьеса служит отправной точкой, материалом и поводом для того, чтобы режиссёр выразил себя, рассказал о важном для него - посредством этих вот актёров. Не нужно искать в спектакле хрестоматийного, школьного Чехова или пытаться рассматривать его как иллюстрацию к пьесе, хотя любое талантливое прочтение в любом случае выявляет в знакомой пьесе неведомые ранее смыслы.

Богомоловская "деревня" находится в обшарпанной и прокуренной городской интеллигентской квартире, с массивной деревянной мебелью в сталинском стиле, так что слова о воющей собаке, лошадях, пчёлах и коровах воспринимаются странно. А в "колдовское озеро" Тригорин опускает босые ноги, сидя с Ниной на письменном столе. На столе произносит свой монолог и Нина - тоже в чёрном пальто, но... с полным отсутствием таланта и интереса, как будто отбывая повинность.
Отсутствие интереса к произносимому тексту демонстрируют вначале и остальные актёры: бубнят, проглатывают слова, переставляют логические ударения. От этого кажется, что играют плохо, что, конечно, неверно. Выморочные интонации и не к месту звучащие советские или перестроечные шлягеры сбивают зрителя с толку, создают впечатление какой-то дурной и мрачной шутки. Потому с радостью и аплодисментами встречается выход на сцену Табакова, а потом Хабенского. Потому так веселятся от довольно плоского заигрывания актёров с залом - это же как лучи света в тёмном царстве.

Но тот, кто успел вынести спектаклю свой приговор, не дожидаясь антракта, много потерял, потому что и смысл, и настроение, и сопереживание нарастало постепенно и достигло максимума к концу спектакля. И тогда стало ясно, что хорошо играет не только Хабенский-Тригорин, но и Ворожцов-Треплев, и Сексте-Маша, и дебютантка Яна Осипова-Нина (впрочем, её я уже знала по студенческим спектаклям). Остальные - или заштампованны, или не слишком заметны.
Помимо чёрного пальто Нины, были и другие костюмные ассоциации с сатириконовским спектаклем. Так Треплев произносит первый монолог тоже в клетчатой рубашке и тоже в зал (только это не монолог из пьесы, а фрагмент какого-то философского трактата). Тригорин-Хабенский типажно, как я и думала, оказался похож на Суханова, что подчеркнулось белой рубашкой и светлым пиджаком в 1-м действии и чёрным - во 2-м.

Однако и костюмы, и весь вещный мир у Богомолова имеют более конкретный и реалистический характер, чем в Сатириконе - несмотря на видеопроекции, поставленную "на попа" мебель и движущуюся в ритме часового маятника заднюю стену - во время костиного срыва. Но эта конкретность иногда играет странную роль. Чего стоит появление Нины в конце спектакля с настоящей косой! У зрителя нет шансов расценить это как видение, возникшее в больной голове Кости, настолько всё натурально. Смеховая реакция зала вполне естественна, но имеет не тот характер, какой хотелось бы.
То же самое можно сказать об эпатирующей зрителей сцене, когда Нина ложится перед Костей на стол, а он остервенело и ритмично разрезает "журнал" - измучиваясь так, как если бы пытался овладеть ею. И потом впадает в отчаянье, как если бы... Эта метафора, проявляющая творческую и человеческую импотенцию Треплева слишком прямолинейна, а реалистичность игры не оставляет возможности для других трактовок.

Если вещи натуральны, то чувства и поведение героев - сплошь имитации. Сорин и здесь поёт женским голосом - под фонограмму Зыкиной (и курит при этом), вместо чайки-символа всё время мерещится моль (недаром она всё летала проекцией на занавесе), Аркадина и Тригорин постоянно обнимаются, но никакого эротического притяжения между ними нет (и не может быть: в безвоздушном пространстве электричество не передаётся). Тригорин на секунду оживает лишь тогда, когда у него в голове мелькает сюжет, или вспоминает услышанное выражение - и отскакивает, в первый раз - от Нины, с которой всё уже сладилось, во второй - от Аркадиной. Пьянство здесь тоже какое-то дурное, бессмысленное, мрачное. Тема творчества уходит на периферию, людей талантливых среди героев нет. И естественно, что тригоринское НЕ ПОМНЮ - настоящее, ему и помнить нечего, настолько мимо него проходит история Нины да и вся жизнь.
Мне иногда казалось, что я смотрю не Чехова, а Вампилова и что вообще мы попали в эпицентр эпохи "застоя". Но и это имеет право на существование - вот так смотрит на мир современный молодой человек, я бы сказала, максималист и романтик, для которого если уж плохо, то ВСЁ ПЛОХО, а если нет любви и счастья, то НЕ БУДЕТ НИКОГДА.
Однако спектакль - талантливый и есть в нём моменты высокого искусства и сопереживания героям. И сильное гуманистическое начало, выраженное прежде всего через Треплева и Нину, через их не связанные друг с другом трагедии. Не о творчестве речь и не о любви - а о разломе в сознании человека, который не в состоянии вправить вывихнутый мир.
 
 
 
Марьяmirr_ra on December 16th, 2011 08:35 pm (UTC)
А мне, пожалуй, не стоит это смотреть. Слишком уж Антона Палыча полюбила.
lotta20lotta20 on December 16th, 2011 09:39 pm (UTC)
Не вижу связи))
Это очень хороший спектакль, Маша! я ещё пойду.
Марьяmirr_ra on December 16th, 2011 09:44 pm (UTC)
Боюсь, не выдержит такого неокрепшая психика)
lotta20lotta20 on December 16th, 2011 09:54 pm (UTC)
Ну... если уж сатириконовскую выдержала!))
В Табакерке всё-таки попроще будет, и не столь агрессивна. И короче на треть.
Ну и Хабенский - не Суханов (как справедливо заметил кто-то))))
Уж не знаю, что ещё сказать. Полегче, в общем))
Марьяmirr_ra on December 16th, 2011 10:04 pm (UTC)
Ну, у Бутусова я как раз таки Чехова для себя открыла! И почувствовала впервые в жизни.
А у Богомолова "Нина ложится перед Костей на стол" и все-такое... Баюс-баюс :(
lotta20lotta20 on December 16th, 2011 10:11 pm (UTC)
Эх, Маша... нету у тебя ещё достаточной внутренней свободы!
Ну не настаиваю боле, пойдём в Сатирикон!
Марья: Боmirr_ra on December 17th, 2011 01:20 am (UTC)
Нууу, Леночка, насчет внутренней свободы - это вопрос весьма спорный. Может, раздвигание ног - как раз от внутренней НЕсвободы? "А некоторые и мышей едят" - как говорилось в мультике :)