?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 December 2011 @ 03:13 pm
Ещё о двух "Чайках"  
И богомоловский спектакль, и бутусовский сильно задействуют зал, это для них принципиально. Однако характер интерактива здесь разный.
В Сатириконе игры со зрителем проводятся с ювелирной точностью, несмотря на то, что импровизация имеет большое значение. Это - высший пилотаж профессионального мастерства: актёры играют актёров, но одновременно и персонажей, грань настолько тонкая, что её не всегда определишь.
Специально следила за Осиповым, когда он сидел на первом ряду вместо зрителя: он ни на секунду не вышел из образа, это был Дорн, он "отвечал" за зал, оглядываясь на него по делу, снежок подбрасывал, на Полину огрызался вполголоса... Тимофей с любопытством следил за реакцией зрителя, сидевшего на сцене - Треплев же! Смех Суханова во время монолога Нины звучит очень органично и вызывает нужную реакцию.Выход Большова из зала во 2-м действии, интересное существование ЮБ на сцене в антрактах...  Всё это и многое другое чётко соответствует общему замыслу: и актёры, и зрители творят спектакль ВМЕСТЕ.

У Богомолова ситуация другая. Интерактив проходит в форме прямого, даже грубого заигрывания со зрителями. Тригоринские "блондины" и "брюнеты" сидят прямо в зале, он про НИХ говорит. Снимает рубашку - и делает вид, что сейчас бросит в зал, как на обычном шоу. Маша чуть ли не пальцем тычет в конкретных зрителей. Сорин высматривает себе партнёршу для танца, выводит на сцену, а потом уводит за кулисы... Реакция на это предсказуемая: кто-то весело хохочет, кому-то стыдно... Думаю, второе правильнее, хотя додуматься до объяснения того, почему сложный и умный спектакль пользуется приёмами дешёвой антрепризы, нелегко.
Объяснение это дал сам режиссёр ещё в предпремьерном интервью, сказав, что его герои делятся не на талантливых и бездарных, а на успешных и неуспешных. Действительно, по Аркадиной, например, и не скажешь, что она - актриса. И Аркадина, и Тригорин выглядят (и ведут себя) даже не как богемные персонажи, а как персонажи гламурные - медийные лица из глянцевого журнала. Нина произносит монолог скомканно и явно стесняясь: её гнетёт выраженная атмосфера недоброжелательства, неуспеха.
Эта тема, конечно, и в сатириконовском спектакле звучит, но там она сильно завязана на творчестве. ВСЕ герои хотят успеха, от Дорна до Шамраева - но как-то по-детски, ведь по сути они хотят - любви. И так милы и наивны в этом желании, что действительно начинаешь любить их от всего сердца (Аркадина тут оказывается исключением).

У Богомолова УСПЕХ отделён от творчества, он - самоцель. "Колдовского озера" в спектакле нет,  Тригорин "удит рыбу" прямо в зале, его жертва - публика. Когда его одолевают творческие потуги ( "сюжет мелькнул", выражение услышанное вспомнил), он хватается за глаз и шарахается так, будто его током ударило. Это не имеет ничего общего со страданиями Тригорина-Суханова, который живёт только тогда, когда пишет - но ведь живёт!
Потому богомоловские герои некоторым кажутся манекенными: жить ради химеры по-настоящему нельзя.

Несколько слов о Маше-Сексте.  Её школьная форма сбивает с толку, ведь в спектакле оговорено, что ей 22 года (в противовес Дорну-Табакову, которому не 55, как в пьесе, а МНОГО). Моя знакомая предположила в качестве забавного объяснения некую "школу рабочей молодёжи", в которой Маша могла бы учиться - но взрослые учащиеся в форме не ходили... Идём дальше - получаем возможную школу для умственно отсталых, где она засиделась, оставаясь на второй год. Но это в порядке шутки. Объяснение, которое нравится мне - что Маша в таком виде - персонаж эротических фантазий Медведенки, не годится: во-первых, Медведенко в спектакле слишком незначительный персонаж, во-вторых - костюм осязаемо реалистичен. Подобный трюк больше подошёл бы для сатириконовской "Чайки", для её поэтики.
Однако в каком-то смысле и этот мотив присутствует, так как школьная форма вызывает множество ассоциаций. Для меня она усиливает образ городской квартиры (возможно, коммунальной), плюс - нравственная незрелость героини, инфантилизм.
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on December 19th, 2011 12:08 pm (UTC)
"удит рыбу" прямо в зале, его жертва - публика
хорошо сказано
:)
а школьная форма не сбивает с толку, ИМХО
школьная форма это совок
там у Богомолова всё - совок, и оформление, и звуковое сопровождение, и персонажи
и гламур тоже совковый
и публика в зале совковая, которую совково-гламурный писатель "удит"
какая рыба, таков и рыбак
lotta20lotta20 on December 19th, 2011 12:25 pm (UTC)
Re: "удит рыбу" прямо в зале, его жертва - публика
У меня таким (совковым) было только первое впечатление - минут 20. Потом, рамки расширились, правда, мерещился Вампилов.
Я до сих пор не пойму, почему, но мне спектакль понравился. Он к сатириконовскому подошёл в комплект, как будто добавил что-то.
Резала глаз и слух нарочитость, грубость: дикие музыкальные вставки, особенно, как Сорин под Зыкину поёт, его же послеинсультный брежневский монолог. Но когда нравится, режиссёру начинаешь доверять.
Лев Семёркинlev_semerkin on December 19th, 2011 12:41 pm (UTC)
Re: подошёл в комплект
это есть
по принципу дополнительности

а "совок" там по-нарастающей идет до гагаринского апофеоза в финале
унылая школьная форма Маши это так, семечки :)
lotta20lotta20 on December 19th, 2011 12:54 pm (UTC)
Re: подошёл в комплект
Для меня "совок" - нечто рассматривающееся через призму ТОГО времени, потому застывшее. Вы что-то другое имеете в виду?
Лев Семёркинlev_semerkin on December 19th, 2011 01:23 pm (UTC)
Re: другое имеете в виду
важнее, что режиссер имеет в виду
насколько я могу судить
:)
"совок" это не прошлое, это постоянная субстанция, нечто убогое, жалкое, кондовое
в ТО время, когда режиссер был маленький, субстанция его очень сильно впечатлила, как манная каша в детском саду
:)
но и сегодня эта субстанция существует (и в досоветские времена была)
наивная публика, которая хочет, чтоб в "Чайке" было колдовское озеро, а на сцене медиийные лица, это и есть совок
она не любит этого режиссера (см. исход с "Турандот"), режиссер ее в ответ презирает и дразнит (хотите Табакова - нате! а в добавок еще и вашего Гагарина косноязычного получите)
а "своя" публика, которую также тошнит от совка, режиссера понимает и его подмигивания принимает

вот таков месседж, насколько я понял
lotta20lotta20 on December 19th, 2011 01:33 pm (UTC)
Re: другое имеете в виду
Спасибо, исчерпывающе!
кое-что объяснили мне про меня :)
Лев Семёркинlev_semerkin on December 19th, 2011 01:44 pm (UTC)
Re: объяснили мне про меня
неужели Вы тоже не любите манную кашу?
:)

на самом деле есть еще один момент, важный для меня, как зрителя
для меня важнее "как сказано", чем "что сказано"

я могу не совпасть с месседжем, как в этом случае, главное, чтоб со спектаклем совпал
lotta20lotta20 on December 19th, 2011 03:09 pm (UTC)
Re: объяснили мне про меня
Да, кашу не люблю. И тоже, должно быть, впечатлилась в малолетстве, вот и полезло теперь из подсознания - психотерапевтический эффект!
Лев Семёркинlev_semerkin on December 20th, 2011 09:25 am (UTC)
Re: а я кашу люблю!
добавлю еще соображение, возникшее из сравнения двух Чаек
впечатления уже отстоялись и вот что интуиция подсказывает

эти постановки сходны безбашенностью режиссуры
такое чувство, что и Бутусов и Богомолов "с цепи сорвались"
творческий путь режисера это в каком-то смысле "роман с публикой" и у обоих непосредственно перед Чайками возник в этих романах кризис
у Бутусова с Ивановым в МХТ, а у Богомолова с Турандот, оба спектакля быстро сняли

Чайка - это реакция, причем режиссеры они разные и люди разные, потому отреагировали противоположным образом
Бутусов распахнулся до конца, обьяснился в любви к публике на своем языке, полностью "забив" на то, понимает публика его язык или нет
это верный ход на самом деле
так и с женщиной бывает, она не слушает "что говорится", она слушает "как"
"ничего не поняла, но поверила"
:)
а Богомолов начал мстить (я думаю, что это тоже "от любви", но более незрелой что ли, но ведь он и моложе), успех вышел не такой громкий, как у Бутусова, но все же эту Чайку не снимут, будут смотреть
lotta20lotta20 on December 20th, 2011 11:08 am (UTC)
Re: а я кашу люблю!
Из этой безбашенности проистекла бесконечная искренность - потому и веришь, что чувствуешь это. У меня впервые так: героям практически не сочувствую, но сопереживаю режиссёру, который за всем этим стоит.
Бутусов же не просто открылся, он и на сцену вышел, как на плаху, чтобы все плевки и удары принять на себя. У него действительно на первых спектаклях было отчаянье обречённого. Теперь он - победитель!
Богомолову хуже, вряд ли у него есть столь очевидное ощущение победы.
lotta20lotta20 on December 20th, 2011 11:38 am (UTC)
Re: люди разные
И каждый из них - Треплев ("чего тут понимать - пьеса не понравилась")
У Богомолова он - затравленный, закомплексованный, углублённый в себя. У Бутусова - "да я талантливей вас всех!")))
Ещё интересно, что каждый как бы "подстраховался": у Богомолова играют Табаков и Зудина, у Бутусова - Райкина))
Лев Семёркинlev_semerkin on December 20th, 2011 12:04 pm (UTC)
Re: как бы "подстраховался"
браво!
точное замечание
подстраховываться надо не только со стороны публики, но и со стороны начальства
Богомолов подстраховался с обоих сторон
а Бутусов только с одной (начальство уважил)

:)
lotta20lotta20 on December 20th, 2011 12:13 pm (UTC)
Re: как бы "подстраховался"
Победителей не судят, оба - молодцы!
Вспомнила не к месту рассказ, как Тарковскому пришлось резать "Страсти по Андрею", в итоге получился не купированный фильм, а ДРУГОЙ, он его весь переделал монтажом.
Краски у художника могут быть разними. Бутусов актёров тасовал долго. Мне даже кажется, что "танцующая девушка" появилась из простого желания оставить в спектакле Дровосекову))
Лев Семёркинlev_semerkin on December 20th, 2011 12:24 pm (UTC)
Re: да я талантливей вас всех!
все-таки в Бутусове меньше Треплева
а таланта больше
он Мастер

а "Чайка" Богомолова - не-мило, талантливо, но у "Тургенева" лучше
:)
lotta20lotta20 on December 20th, 2011 11:41 pm (UTC)
Re: да я талантливей вас всех!
Я обнаружила, что вы влепили Богомолову "четвёрку" за работу.
Согласна, что у ТУРГЕНЕВА лучше, но не хотите всё-таки пересмотреть оценку?
Лев Семёркинlev_semerkin on December 21st, 2011 08:14 am (UTC)
Re: не хотите всё-таки пересмотреть оценку?
я очень хотел пересмотреть спектакль и соответственно оценку
надеялся на другой состав (особенно на Сиротина)
но увы, Сиротин сошел с дистанции
:(
поэтому оставлю так

Турандот больше произвела и Старший сын
а остальной Богомолов в табакерке - девятки-десятки
lotta20lotta20 on December 21st, 2011 09:20 pm (UTC)
Re: не хотите всё-таки пересмотреть оценку?
Табакерка меня всегда останавливала ценой на билеты. Плюс не было достаточного стимула. Но теперь надо будет это как-то решить.
Лев Семёркинlev_semerkin on December 22nd, 2011 06:31 pm (UTC)
Re: ценой на билеты
я обычно в последних рядах сижу, цены приемлемые
а три богомоловских - "Отцы", "Волки" и "Вандерленд" это безусловно "маст-си"
самое лучшее там (после Карбаускиса)
lotta20lotta20 on December 22nd, 2011 06:39 pm (UTC)
Re: ценой на билеты
Карбаускис меня не мотивировал: "Дядю Ваню" (как и "Будденброков" восприняла всего лишь как удачные иллюстрации).
А вот Богомолов - никогда не знаешь, где найдёшь...
Планирую повторить "Чайку" 30-го, ну и с остальным надо разобраться. Вот только "Фигаро" мне ругали.
Лев Семёркинlev_semerkin on December 22nd, 2011 07:06 pm (UTC)
Re: "Фигаро" мне ругали
на Фигаро даже не собирался идти
"Дядя Ваня" Карбаускиса - никак
оба эти спектакля родились не из любви, а из производственной необходимости
:)
lotta20lotta20 on December 22nd, 2011 07:20 pm (UTC)
Re: "Фигаро" мне ругали
а тогда почему: "самое лучшее там (после Карбаускиса)"?
что там еще его?
Лев Семёркинlev_semerkin on December 22nd, 2011 08:01 pm (UTC)
Re: самое лучшее там
я имел в виду в табакерке, в подвале
лучший Карбаускис и лучший Богомолов - это малые формы
Карбаускис - "7 повешенных" и "Когда я умирала", раньше "Рождественский обед", но он уже не идет
lotta20lotta20 on December 22nd, 2011 10:09 pm (UTC)
Re: самое лучшее там
Буду осваивать Богомолова. Приятно, что он оказался таким плодовитым. При том, что "сорок лет будет ему ещё нескоро"))
Лев Семёркинlev_semerkin on December 23rd, 2011 08:34 am (UTC)
Re:"сорок лет будет ему ещё нескоро"))
очень перспективный молчел
:)
особенно если освоит большую форму и "укротит" большой зал
в малых формах он уже мастер состоявшийся