lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Ещё о двух "Чайках"

И богомоловский спектакль, и бутусовский сильно задействуют зал, это для них принципиально. Однако характер интерактива здесь разный.
В Сатириконе игры со зрителем проводятся с ювелирной точностью, несмотря на то, что импровизация имеет большое значение. Это - высший пилотаж профессионального мастерства: актёры играют актёров, но одновременно и персонажей, грань настолько тонкая, что её не всегда определишь.
Специально следила за Осиповым, когда он сидел на первом ряду вместо зрителя: он ни на секунду не вышел из образа, это был Дорн, он "отвечал" за зал, оглядываясь на него по делу, снежок подбрасывал, на Полину огрызался вполголоса... Тимофей с любопытством следил за реакцией зрителя, сидевшего на сцене - Треплев же! Смех Суханова во время монолога Нины звучит очень органично и вызывает нужную реакцию.Выход Большова из зала во 2-м действии, интересное существование ЮБ на сцене в антрактах...  Всё это и многое другое чётко соответствует общему замыслу: и актёры, и зрители творят спектакль ВМЕСТЕ.

У Богомолова ситуация другая. Интерактив проходит в форме прямого, даже грубого заигрывания со зрителями. Тригоринские "блондины" и "брюнеты" сидят прямо в зале, он про НИХ говорит. Снимает рубашку - и делает вид, что сейчас бросит в зал, как на обычном шоу. Маша чуть ли не пальцем тычет в конкретных зрителей. Сорин высматривает себе партнёршу для танца, выводит на сцену, а потом уводит за кулисы... Реакция на это предсказуемая: кто-то весело хохочет, кому-то стыдно... Думаю, второе правильнее, хотя додуматься до объяснения того, почему сложный и умный спектакль пользуется приёмами дешёвой антрепризы, нелегко.
Объяснение это дал сам режиссёр ещё в предпремьерном интервью, сказав, что его герои делятся не на талантливых и бездарных, а на успешных и неуспешных. Действительно, по Аркадиной, например, и не скажешь, что она - актриса. И Аркадина, и Тригорин выглядят (и ведут себя) даже не как богемные персонажи, а как персонажи гламурные - медийные лица из глянцевого журнала. Нина произносит монолог скомканно и явно стесняясь: её гнетёт выраженная атмосфера недоброжелательства, неуспеха.
Эта тема, конечно, и в сатириконовском спектакле звучит, но там она сильно завязана на творчестве. ВСЕ герои хотят успеха, от Дорна до Шамраева - но как-то по-детски, ведь по сути они хотят - любви. И так милы и наивны в этом желании, что действительно начинаешь любить их от всего сердца (Аркадина тут оказывается исключением).

У Богомолова УСПЕХ отделён от творчества, он - самоцель. "Колдовского озера" в спектакле нет,  Тригорин "удит рыбу" прямо в зале, его жертва - публика. Когда его одолевают творческие потуги ( "сюжет мелькнул", выражение услышанное вспомнил), он хватается за глаз и шарахается так, будто его током ударило. Это не имеет ничего общего со страданиями Тригорина-Суханова, который живёт только тогда, когда пишет - но ведь живёт!
Потому богомоловские герои некоторым кажутся манекенными: жить ради химеры по-настоящему нельзя.

Несколько слов о Маше-Сексте.  Её школьная форма сбивает с толку, ведь в спектакле оговорено, что ей 22 года (в противовес Дорну-Табакову, которому не 55, как в пьесе, а МНОГО). Моя знакомая предположила в качестве забавного объяснения некую "школу рабочей молодёжи", в которой Маша могла бы учиться - но взрослые учащиеся в форме не ходили... Идём дальше - получаем возможную школу для умственно отсталых, где она засиделась, оставаясь на второй год. Но это в порядке шутки. Объяснение, которое нравится мне - что Маша в таком виде - персонаж эротических фантазий Медведенки, не годится: во-первых, Медведенко в спектакле слишком незначительный персонаж, во-вторых - костюм осязаемо реалистичен. Подобный трюк больше подошёл бы для сатириконовской "Чайки", для её поэтики.
Однако в каком-то смысле и этот мотив присутствует, так как школьная форма вызывает множество ассоциаций. Для меня она усиливает образ городской квартиры (возможно, коммунальной), плюс - нравственная незрелость героини, инфантилизм.
Tags: БУТУСОВ, Богомолов, Чайка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments