?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 January 2012 @ 02:32 am
"Калека с Инишмана" Театр на Таганке, 18 января 2012, прогон  
Пьесы МакДонаха я знаю лишь по двум сатириконовским спектаклям, но поскольку роль первооткрывателя этого драматурга для России по праву принадлежит С.Федотову, было особенно интересно посмотреть спектакль в его постановке, хоть и не в "родном" пермском театре.

Самым удачным в постановках Сатирикона было, на мой взгляд, сочетание бытового натурализма с метафоричностью, даже, пожалуй, с аллегоричностью. Причём за метафоричность в бОльшей степени отвечал не режиссёр, а исполнители - лучшие актёры Сатирикона (Денис Суханов в "Королеве красоты" и Тимофей Трибунцев в "Сиротливом западе"). Метафоры и аллегории вообще присущи Таганке, но получилось всё несколько по-другому, чем я ожидала.
Думаю, дело не столько в разном характере пьес, сколько в разном к ним подходе. Сатириконовские спектакли жестокие до отчаянности. "Калека с Инишмана" значительно мягче, легче и оптимистичнее.
Нет никакого гиперреализма, потому некоторые натуралистические штрихи (разбивание яиц о голову героя, настоящие чупа-чупсы) кажутся чужеродными на достаточно условном фоне.
Но и метафоры проще, однозначнее. Они или даны в лоб, или плохо считываются. Точнее даже так: нет большой охоты их разгадывать.
Вариативность сюжетных моментов, правда, присутствует и здесь: рассказ о родителях Билли подаётся несколько раз с разных ракурсов, история его голливудских похождений видоизменяется трижды (если считать монолог из окна), "болезнь" Билли - то придуманная, то настоящая - необязательно должна закончиться трагически...
В этом, однако, есть и своя хорошая сторона: спектакль Таганки в итоге оказался очень добрым и приятным. Опять же это, должно быть, определяется и особенностями пьесы. Её герои - все! - вызывают большое сочувствие, по своей сути они хорошие люди - в отличие от озлобленных и доведённых до последней степени отчаянья обитателей Линнэйна из сатириконовских спектаклей.
Уровень и характер актёрской игры тоже соответствует общей атмосфере. Актёры играют честно, ярко, вызывая то смех, то слёзы зрителей - лёгкий смех и лёгкие слёзы. Если использовать лексику одной из героинь - спектакль, сука, трогательный...
Тема кино связана с темой большого мира, раскинувшегося за пределами "ирландской дыры", и решена без особых затей, но удачно: большой экран с титрами и чёрно-белым изображением, который видят зрители из зала, а герои-зрители в это время смотрят в зал поверх голов... Мы вглядываемся в них, а они - в нас...
Герои убедительны - и типажно, и по исполнению, понравились все. Дмитрий Высоцкий играет калеку-Билли очень достоверно и в то же время смешно (иногда напоминая молодого Хазанова). Спектакль вообще довольно весёлый. Несмотря на болезненность главных тем, в нём нет "чернухи", отсюда, как я предполагаю, его универсальность, приспособленность к самой разной публике. При этом - никакого антрепризного духа. Чувствуется серьёзное и внимательное, достойное отношение и к тексту, и к зрителям, и к поставленной задаче - "сеять разумное, доброе, вечное".
 
 
 
predsedatel1: пуп землиpredsedatel1 on January 19th, 2012 12:51 am (UTC)
Это я уже третью "Калеку" смотрю. Первую - еще лет 15 назад Леня Краснов в своем "Особняке" на площади Ильича поставил. Потом - какой-то курс Захарова диплом... В общем... Федотов - курит.
Актеры, конечно, молодцы, но Пехович (доктор) слабенький откровенно.
Многие сцены не решены никак, особенно во втором акте. Декорация несуразная (особенно лодка на коврике). Перебивки затемнением изобличают полное отсутствие фантазии у режиссера.
Но, главное, что доказано: без Любимова актеры не пропадут.
lotta20lotta20 on January 19th, 2012 06:56 am (UTC)
Спектакль действительно простой - и по выразительному ряду, и по посылу.
Но возможно, такое здоровое отношение к жизни сейчас Таганке и нужно. В общем, мне понравилось)