lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Очередные изменения в "Лире" 22 января 2012

Изменения в спектакле появились уже в начале сезона - вернулась сцена "по кочкам".
Потом было тревожное известие из Питера, где на гастролях опробовался новый проход Глостера с Эдгаром - не через всю сцену справа налево, а из глубины по диагонали слева направо. Тогда мы попытались объяснить это особенностями местной сцены, к которой пришлось приспосабливаться...
Увы - теперь и в родном Сатириконе мы видим новый вариант.
Для меня это удар: практически теряется одна из главных метафор спектакля, причём уникальная, так как основана на пластических возможностях Суханова - никто другой подобного никогда не сумеет.
Но ещё и смысл теряется, потому что зрителям, сидящим ближе 10-го ряда, трудно охватить взглядом всю сцену ПОСЛЕ прохода. Эдгар, усадив отца рядом с лошадью, идёт налево к Эдмонду (а не в центр). За тем, как братья мажут лица белилами, наблюдать интересно, и Глостер, брошенный на другом краю сцены, оказывается на периферии зрительского внимания - для большинства. Те же, кто обычно старается наблюдать именно за ним, братьев уже совсем не видят. Тут или-или.

Вообще впечатление такое, что режиссёр решил разделить зоны актёрского влияния: на левом фланге проходят ключевые сцены Райкина и Аверина, на правом - Суханова и Осипова. "Безумный" танец Эдгара в клейстере теперь перенесён из центра направо, хотя по весомой выразительности ему бы место именно в центре...
Что касается аверинского влияния, то вчера оно имело неприятный характер слишком явной и прямой игры на публику. У Райкина такие моменты тоже есть, но во-первых, он делает это не так грубо, во-вторых, надо всё-таки учитывать особенности реакции части зрителей, пришедших "на Глухаря". Работать именно на них - опасно для спектакля, так как восприятие остальных тоже невольно съезжает, это безусловно игра на понижение.

Были ещё измнения. Усложнилась реакция Глостера на "Тома из Бедлама", в котором он чувствует и почти узнаёт сына - в сцене у лошади.
Пленная Корделия набрасывается на Эдмонда с ведьминским шипением, что подтверждает её родство с сёстрами. Образ Корделии вообще усложняется - в непонятном пока направлении, но очень интересно.
Главной неожиданностью для меня оказалось появление попугая-Глостера (старый вариант я не видела). Вот это очень удачно и само по себе и проявляет смысл видения Эдмонда в конце 2-го действия, когда он кинется к уже погибшему Глостеру.
Tags: БУТУСОВ, Лир, САТИРИКОН
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments