?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 January 2012 @ 01:40 pm
"Лир" Богомолова, ночь 28-29 января 2012  
Если субъективно и эмоционально, то спектакль понравился, как вообще нравится Богомолов - и его эстетическая система, и то, что у него в каждой строчке "больной натянутый нерв".
Правда, реализация всего этого в "Лире" показалось... спорной.
Две главные метафоры спектакля обескуражили своей грубостью: раки, разъедающие больную страну и тело старика, и противострояние СССР и Германии с явным перевесом симпатии в сторону последней. Хоть и говорит Богомолов, что нету ни в чём правых-виноватых, но мы прекрасно знаем позицию современных западников, для которых и День победы не праздник, и евреи - главные мученики (может, и так, но ведь спектакль не об этом). Для художественного произведения иногда важен микрон эстетического предпочтения. 
Нам вчера достался эксклюзив: питерская публика (и начальство) противостояния икон  условным свастикам на рукавах "немцев" и ёрнической записи песни "День победы" не выдержала. Вряд ли московская более продвинута, скорее, дело в том, что в Москве больше политических единомышленников Богомолова, для которых все эти "подтексты" - дополнительная радость.
Меня же расстроила не столько трактовка истории (тут художник сам себе хозяин, даже если идёт наперекор общепринятым моральным нормам), сколько грубая актуализация, серьёзно упрощающая спектакль.
Гениального безумия в "Лире" мало, мне он показался очень рационалистичным, как будто режиссёр изначально планировал эксперимент. Он сказал, что главным его побуждением было желание поставить спектакль для Розы Хайруллиной. Собственно, Роза-Лир и есть в нём главное ПРЕКРАСНОЕ (ещё очень хорош Глостер, но он будто из другой оперы). Подтверждается правило: для того, чтобы одушевить постмодернистские изыски режиссёра, необходимы суперактёры, иначе текст сопротивляется.
Правда, это сопротивление в спектакле было удачно преодолено (сломлено) особым способом - с помощью текстов Ницше, которые неожиданно и великолепно срифмовались и с Шекспиром, и с Богомоловым.
Остальное выглядит роскошным фоном, на котором действует Лир-перевёртыш, только этот фон иногда слишком режет глаза. Все актёрские работы показались очень достойными, а фокус с исполнителями (мужчины играют женщин, а женщины мужчин) вполне оправданным. Правда, по большей части образы (за исключением Лира и Глостера) съезжали в карикатуру, видимо, так оно и надо по замыслу.

Но вообще, на мой взгляд, этот спектакль оказался полуудачей, естественной для очень талантливого художника с активной жизненной позицией. Молодого художника, что важно. Быть возмутителем спокойствия - дело нужное, при том, что сам режиссёр в процессе этого возмущения развивается, думает, страдает, узнаёт что-то новое...
У меня он вызывает огромную симпатию. Вот и вчера: вроде бы уже решила пропустить "Лира", было не до того - и пожалуйста, как по заказу, ночной дополнительный спектакль с возможностью выбрать удачное место. Как началось, даже страшно стало, что могла и не увидеть. И жаль, что не удалось побыть до конца обсуждения и посмотреть обещанный фильм. Но и так уже было много...
Теперь на очереди - "Событие".
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on January 30th, 2012 10:26 am (UTC)
Re: Лир-перевёртыш
почему перевертыш?
я этого не увидел
lotta20lotta20 on January 30th, 2012 10:55 am (UTC)
Re: Лир-перевёртыш
Лир легко перемещается. Я довольно быстро забыла, что он смертельно болен, от этого у него лишь трагический взгляд остался, который можно и всем другим объяснить. Потом у Корделии на коленях сидит, как вагнеровский персонаж в позолоте. Потом - "дяденька, не убивай!", даже меньше ростом становится.

Я вспомнила, может, совсем некстати фильм "8/2 долларов". Там герой Охлобыстина-режиссёр говорит: "Возьмите куклу, покрасьте её золотом. Будет круто".
А в момент драки кричит:"От качки стонали зека". :)
Раньше я как раз Охлобыстина ловила на заимствованиях.